Отчет за 2022-2023 учебный год

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Спортивная школа»
городского округа ЗАТО Фокино

ОТЧЕТ
о работе МБУДО СШ ГО ЗАТО Фокино
за 2022-2023 учебный год

Исполнитель:
Зам. директора по УВР
Грудева М.Ю.

2023 год

Предметом деятельности МБУДО СШ ГО ЗАТО Фокино является физическое
воспитание и физическое развитие личности, организация приобретения обучающимися
знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, совершенствование
спортивного мастерства обучающихся.
Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
- реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки;
- реализация дополнительных общеразвивающих программ в области физической
культуры и спорта;
- проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе спортивных
соревнований;
- проведение учебно-тренировочных сборов, тренировочных мероприятий;
- обеспечение участия обучающихся в учебно-тренировочных сборах, тренировочных
мероприятиях, проводимых образовательными организациями и (или) физкультурноспортивными организациями.
В 2022-2023 учебном году коллектив спортивной школы перешел к реализации III
этапы программы развития учреждения – обобщающий, аналитический, в ходе которого:
- реализуются мероприятия, направленные в основном на внедрение и
распространение результатов, полученных на предыдущих этапах;
- практическая реализация приоритетных направлений, расширение дополнительных
образовательных услуг.
С января 2023 года в рамках гармонизации законодательства Российской Федерации
об образовании и физической культуры и спорту (Федеральный закон от 30.04.2021 №
127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в
Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
МБУ СШ ГО ЗАТО Фокино переименовано в МБУДО СШ ГО ЗАТО Фокино. 9 января
2023 года учреждением получена временная лицензия на право ведения образовательной
деятельности, 23 мая 2023 года получена лицензия на осуществление образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программа спортивной подготовки.
В рамках муниципального задания МБУДО СШ ГО ЗАТО Фокино:
 реализует программы спортивной подготовки по следующим видам спорта: бокс,
борьба (дзюдо, самбо, сумо), волейбол, дартс, легкая атлетика, плавание, спортивное
ориентирование, теннис, футбол, художественная гимнастика, шахматы, шашки;
 осуществляет дополнительные платные услуги для различных групп населения:
спортивно-оздоровительная секция для детей 5-6 лет; самбо для детей 4-6 лет; общая
физическая подготовка с элементами гимнастики и акробатики для детей 4 -6 лет; фитнесаэробика;
 организует и проводит на территории городского округа физкультурно-спортивные
мероприятия.
1. АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ при осуществлении
спортивной подготовки устанавливаются следующие этапы:
1) спортивно-оздоровительный этап;
2) этап начальной подготовки;
3) тренировочный этап (этап спортивной специализации).
Спортивно-оздоровительный этап – этап подготовки содержание, которого
определяется в соответствии с реализуемыми в учреждении дополнительными
общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта, и на этот этап
не распространяются требования федеральных стандартов спортивной подготовки.
Этап начальной подготовки – этап ранней спортивной подготовки, целью которого
является:
 формирование у занимающихся необходимого основного фонда двигательных
умений и навыков из отдельных видов спорта,
2

 освоение доступных знаний в области физической культуры и спорта,
 освоение спортивной техники избранного вида спорта,
 гармоничное формирование растущего организма, укрепление здоровья,
всестороннее воспитание физических качеств.
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) – этап спортивной подготовки,
целью которого является:
 определить и начать специализацию юного спортсмена в определенной спортивной
дисциплине или амплуа на базе разносторонней подготовки,
 индивидуализировать тренировочный процесс,
 обеспечить совершенное и вариативное владение спортивной техникой в
усложненных условиях.
Формы организации тренировочного процесса, применяемые в учреждении:
 тренировочные занятия с группой (подгруппой), сформированной с учетом
избранного вида спорта (дисциплины вида спорта), возрастных и гендерных особенностей
занимающихся;
 индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно тренировочным
(учебным) планам с одним или несколькими занимающимися, объединенными для
подготовки к выступлению на спортивных соревнованиях в пару, группу или экипаж;
 самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам спортивной
подготовки;
 тренировочные сборы;
 участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях;
 инструкторская и судейская практика;
 тестирование, промежуточная и итоговая аттестация занимающихся.
В 2022-2023 учебном году в спортивной школе занятия проводились в 39 группах, в
которых на начало года занимались – 545 детей в возрасте от 6 до 18 лет.
Занятия в спортивной школе проводились согласно расписания занятий. Порядок
комплектования групп, режим учебно-тренировочной работы и организация учебнотренировочного процесса установлены в соответствии с нормативно-правовыми основами,
регулирующими деятельность учреждений, осуществляющих спортивную подготовку,
требованиям СаНПиН и Уставом спортивной школы. Зачисление в группы осуществлялось
приказом директора при наличии медицинской справки о состоянии здоровья с допуском к
занятиям, выбранным видом спорта и письменного заявления одного из родителей (законных
представителей).
Сохранность контингента
Таблица 1
Количество учащихся
начало
учебного года

конец
учебного года

Выбыло

Сохранность
контингента

Средняя
наполняемость групп

Количество
выпускников

545

530

15

97 %

14

16

Социальный статус детей
Дети из
многодетных семей
54

Дети-сироты
(опекаемые)
10

Дети-инвалиды
3

Таблица 2
Дети, состоящие на
различных видах учета
-

Соотношение обучающихся по этапам подготовки
Таблица 3
Всего обучающихся
Спортивно-оздоровительный этап
Этап начальной подготовки
Тренировочный этап

2022-2023
530
100 %
102
20 %
315
59 %
113
21 %
3

Основная часть детей и подростков занимаются на спортивно-оздоровительном этапе и
этапе начальной подготовки, что позволяет решить одну из задач деятельности учреждения –
привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим
занятиям спортом и удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и
спортом.
Одной из важнейших задач спортивной школы также является комплектование г рупп
и сохранность контингента занимающихся. В прошедшем учебном году сохранность
контингента составила 97 %, показатель говорит о востебованности услуг, оказываемых в
спортивной школе.
Сохранность контингента по отделениям и этапам подготовки

Бокс
Волейбол
Гимнастика художественная
Дартс
Дзюдо
Легкая атлетика
Плавание
Самбо
Спортивное ориентирование
Теннис
Футбол
Шахматы
Шашки
ИТОГО

начало
года

конец
года

начало
года

конец
года

начало
года

конец
года

16
13
13
36
-

13
12
13
9
34
13
19
113

17
44
23
-

16
35
23
36
24
32

15
44
-

17
44
-

18
97
34
315

8
13
20

8
13
20
102

19
-

29
34
19
106
28
-

на
на
начало
конец
учебного учебно
года
го года

48
57
23
13
109
34
19
8
125

46
47
23
13
45
102
32
13
18
8
116
47
20
530

Количество соревнований
Таблица 5

4
8
2
7
2
-

3
2
3
2
2

3
6
6
38

1
1
1
15

1
2
3
8
12
1
5
6
12
1
51

1
3
6
2
2
1
15

15
10
4
20
49

Всероссийские
Международный

2
4
1
3
6
9
13
1
39

Матчевые встречи,

Первенство ДВФО

Бокс
Волейбол
Гимнастика художественная
Дартс
Дзюдо
Легкая атлетика
Плавание
Самбо
Спортивное ориентирование
Теннис
Футбол
Шахматы
Шашки
ВСЕГО

Краевые

Отделение

Первенства городов

Соревнования
Муниципальные
соревнования

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Количество учащихся по группам
УТГ
НП
СОГ

Вид спорта

Внутришкольные,
иное спортивное
мероприятие

№

Таблица 4
Всего

2
2
1
1
1
7

ВСЕГО

7
32
4
25
17
27
10
17
10
50
9
6
214
4

Для определения уровня усвоения занимающимися программ спортивной подготовки
проводится промежуточная и итоговая аттестация.
Формами педагогического контроля являются:
 выполнение вступительных и переводных контрольных нормативов по общей,
специальной, технической и тактической подготовке;
 участие в соревнованиях различного уровня (таблица 5);
 выполнение требований ЕВСК (присвоение спортивных разрядов).
По сравнению с прошлым учебным годом количество соревнований, в которых
приняли участие занимающиеся увеличилось, что связано с увеличением количества не
только внутришкольных и муниципальных соревнований, но и первенств Приморского края
и ДВФО (таблица 5).
Согласно отчетной документации тренеров (приказы, протоколы, выписки из
протоколов соревнований) – 409 занимающихся приняли участие в различных
соревнованиях, это составляет – 77 % от общего числа занимающихся (таблица 6).
Количество участников соревнований
№

Отделение

Бокс
Волейбол
Гимнастика художественная
Дартс
Дзюдо
Легкая атлетика
Плавание
Самбо
Спортивное ориентирование
Теннис
Футбол
12. Шахматы
13. Шашки
ВСЕГО

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Таблица 6
Количество участников
% от общего количества
соревнований
занимающихся на отделении
46
100
47
100
18
78
12
92
34
76
70
67
12
38
13
100
12
67
0
0
100
86
25
53
20
100
409
77

Количество призовых мест
Отделение
Бокс
Волейбол
Гимнастика художественная
Дартс
Дзюдо
Легкая атлетика
Плавание
Самбо
Спортивное ориентирование
Теннис
Футбол
Шахматы
Шашки
ВСЕГО

Таблица 7
Количество призовых мест
Ι
ΙΙ
ΙΙΙ
ВСЕГО
2
2
4
24
72
19
115
8
8
8
24
26
28
35
89
3
1
5
9
50
44
49
143
2
4
5
11
11
20
19
60
5
11
11
27
0
0
0
0
4
1
3
8
19
15
13
47
12
12
12
36
164
218
181
563

5

Результативность выступления на соревнованиях является основным показателем
качества предоставляемых учреждением услуг, поэтому одним из ведущих направлений
учебно-спортивной работы школы остается ориентация юных спортсменов на высокий
спортивный результат (таблица 7).
На всех годах обучения осуществляется постоянный контроль уровня физической,
спортивно-технической, тактической и теоретической подготовленности спортсмена.
На основании положения «О порядке и форме проведения контрольно-переводных
нормативов в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования
«Спортивная школа» городского округа ЗАТО Фокино тренеры проводили промежуточную
и итоговую аттестацию обучающихся, в ходе которой оценивался уровень их обученности.
Контрольно-переводные испытания проводятся два раза в год: по завершении спортивного
сезона (апрель-май – итоговое тестирование, сентябрь – дополнительное тестирование для
тех занимающихся, кто не справился во время итогового тестирования, либо отсутствовал по
уважительной причине) и октябрь-ноябрь при комплектовании групп различного уровня на
новый календарный год. Итоговые (контрольно-переводные) испытания по общей и
специальной физической подготовке являются обязательными для всех спортсменов школы.
Целью сдачи контрольно-переводных нормативов является измерение и оценка различных
показателей по спортивной подготовке спортсменов, для оценки эффективности спортивной
тренировки и перевода спортсменов на следующий этап подготовки.
Результаты аттестации фиксировались в протоколах. Обучающиеся, прошедшие
обучение, освоившие программу и выполнившие контрольно-переводные нормативы по
ОФП и СФП на основании приказа директора МБУДО СШ ГО ЗАТО Фокино были
переведены на следующий год обучения.
Еще одним из показателей работы коллектива СШ по реализации программ является
подготовка спортсменов-разрядников.
Количество разрядников
Таблица 9
Отделение
ΙΙΙ юн ΙΙ юн Ι юн
Бокс
Борьба, из них:
Самбо
Дзюдо
Дартс
Волейбол
Гимнастика
Легкая атлетика
Теннис
Спортивное ориентирование
Футбол
Шахматы
Шашки
ВСЕГО

4
7
1
2
12
7
5
14
1
53

14
5
2
19
8
27
2
77

Разряды
ΙΙΙ
ΙΙ

13
5
6
2
9
8
2

2
2
1
2
5
7
2

1
46

21

2
3
1
2
8

I
1
1
1
3

КМС ВСЕГО
1
1
2

4
38
13
9
12
33
12
32
0
10
43
4
0
210

Количество разрядников составило – 39 % от общего числа занимающихся.
Лучшие результаты по итогам прошедшего учебного года показали:
1. Агальцева Алена – имеет третий спортивный разряд, серебряный призер
Всероссийских соревнований по легкой атлетике среди юношей и девушек до 14 лет по
кроссу и в смешанной эстафете 4*1000м (23-26.09.2023, Сахалинская обл. п. Троицкое);
серебряный призер Чемпионата и первенства Приморского края по кроссу (22.10.2022, г.
Артем).
6

2. Брушко Леонид Владиславович – имеет третий юношеский спортивный разряд по
самбо, первый юношеский разряд по дзюдо; серебряный призер краевых соревнований по
дзюдо (15.01.2023, г. Находка); бронзовый призер открытого краевого турнира по дзюдо
(18.02.2023, г. Владивосток); бронзовой призер по сумо (г. Артем).
3. Гавенко Ярослав Николаевич – имеет второй юношеский спортивный разряд по
футболу; победитель детской краевой мини-футбольной лиги (сезон 2022-2023, пгт.
Смоляниново); «Лучший вратарь» детской краевой мини-футбольной лиги.
4. Гречанникова Каролина Сергеевна – имеет третий спортивный разряд, член
сборной Приморского края по легкой атлетике; серебряный призер Всероссийских
соревнований по легкой атлетике среди юношей и девушек до 14 лет по кроссу и в
смешанной эстафете 4*1000м (23-26.09.2023, Сахалинская обл. п. Троицкое); серебряный
призер Чемпионата и первенства Приморского края по кроссу (22.10.2022, г. Артем);
победительница Краевых финальных соревнований «Первая высота», в беге на 600м и 300м
(12-13.11.2023, г. Владивосток); серебряный призер Межрегиональных соревнований по
легкой атлетике «Старты надежд» в эстафете 4*200м (24-26.03.2023, г. Хабаровск).
5. Демина Анна Ивановна – Кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике, член
сборной Приморского края; бронзовый призер краевых соревнований по легкой атлетике
памяти Т.С. Корниенко (02-04.09.2022, г. Владивосток); серебряный и бронзовый призер
Первенства Приморского края по легкой атлетике в помещении в беге на 100 и 200м (1011.12.2022, г. Владивосток); победительница Первенства Дальневосточного Федерального
округа в эстафете 4*200м (12-16.01.2023, г. Хабаровск); победительница Первенства
Дальневосточного Федерального округа среди юниорок и юниоров до 18 лет в эстафете
4*100м (16-20.05.2023, г. Южно-Сахалинск).
6. Жариков Максим Евгеньевич – имеет второй спортивный разряд по футболу; входит
в состав сборной команды Приморского края по футболу среди юношей 2007 г.р., один из
лучших защитников ДВФО в своей возрастной группе, участник Дальневосточного этапа
Юношеской футбольной лиги составе команды «Океан»; победитель детской краевой минифутбольной лиги (сезон 2022-2023, пгт. Смоляниново); серебряный призер Юношеской
футбольной лиги – Дальний восток (сезон 2022).
7. Жернова Мария Анатольевна – имеет 3 спортивный разряд, член сборной
Приморского края по легкой атлетике; серебряный призер Всероссийских соревнований по
легкой атлетике среди юношей и девушек до 14 лет по кроссу и в смешанной эстафете
4*1000м (23-26.09.2023, Сахалинская обл. п. Троицкое); победительница Краевых
финальных соревнований «Первая высота» в беге на 2000м (г. Владивосток, 12-13.11.2023);
победительница первенства Приморского края по легкой атлетике в помещении среди
юношей и девушек 2008-2010 г.р.(г. Владивосток, 10-11.12.2022); серебряный призер
Всероссийских соревнований по легкой атлетике «Приморская весна» в беге 2000м с
препятствиями (г. Владивосток 22-23.04.2023).
8. Матвеева Людмила Александровна – имеет второй спортивный разряд;
победительница первенства Приморского края по дартсу в общем зачете (17-19.03.2023, г.
Уссурийск); бронзовый призер командного чемпионата Приморского карая в упражнении
«501» (03-04.06.2023, г. Фокино).
9. Митрофанов Ростислав Максимович – победитель первенства Приморского края по
спортивному ориентированию – лыжная гонка-классика (19.02.2023 г. Находка); серебряный
призер первенства Приморского края по спортивному ориентированию – лыжная гонкамаркированная трасса (19.02.2023, г. Находка); двукратный серебряный призер Первенства
Приморского края в дисциплинах: кросс-эстафета и кросс-классика (02-04.06.2023, г.
Большой Камень).
10. Павлюк Игорь Романович – имеет второй юношеский спортивный разряд по
футболу; победитель детской краевой мини-футбольной лиги (сезон 2022-2023, пгт.
Смоляниново);
11. Петров Алексей Павлович – имеет первый юношеский спортивный разряд по
самбо и первый юношеский спортивный разряд по дзюдо; бронзовый призер краевых
соревнований по дзюдо, посвященных 50-летию образования федерации дзюдо России (г.
7

Находка, 28-31.10.2022); бронзовый призер краевых соревнований по дзюдо, посвященных
100-летию образования ЦСКА (20-21.05.2023, г. Владивосток).
12. Пономаренко Дмитрий Иванович – Кандидат в мастера спорта по дзюдо, первый
спортивный разряд по самбо и сумо; участник Первенств России по самбо и сумо; Член
сборной России по сумо до 24-х лет; входит в состав сборных Приморского края по дзюдо,
самбо и сумо в различных возрастных категориях; бронзовый призер первенства ДВФО по
дзюдо, среди юниоров и юниорок до 23 лет (08-09.02.2023, г. Улан-Удэ); бронзовый призер
первенства России по сумо (23-27.03.2023, г. Орёл); серебряный призер Всероссийских
соревнований по самбо (12-14.05.2023, г. Хабаровск).
13. Чубов Даниил Дмитриевич – имеет второй спортивный разряд по футболу; входит
в состав сборной команды Приморского края по футболу среди юношей 2007 г.р.; один из
лучших защитников ДВФО в своей возрастной группе, серебряный призер Юношеской
футбольной лиги – Дальний восток (сезон 2022) в составе команды «Океан»; победитель
детской краевой мини-футбольной лиги (сезон 2022-2023, пгт. Смоляниново); «Лучший
игрок команды» детской краевой мини-футбольной лиги;
14. Шумков Георгий Иванович – имеет второй спортивный разряд по легкой
атлетике, член сборной Приморского края; победитель Межрегиона льных соревнованиях по
легкой атлетике «Старты надежд», в беге на 600 и 1000м (г. Хабаровск 24-26.03.2023);
победитель Всероссийских соревнований среди юношей и девушек до 14 лет по кроссу (23 26.09.2023, Сахалинская обл. п. Троицкое); победитель Чемпионата и первенства
Приморского края по кроссу (г. Артем, 22.10.2022); победитель Краевых финальных
соревнований «Первая высота», в беге на 600 и 800м (г. Владивосток, 12-13.11.2023);
двукратный победитель первенства ДВФО в беге на 400 и 800 м (г. Владивосток, 34.06.2023).
МБУДО СШ активно сотрудничает с образовательными учреждениями городского
округа. На базе МБОУ Гимназия №259 проводятся занятия по волейболу, в МБУДОО
«Детский сад №2 «Светлячок» – дети занимаются шахматами и шашками, на базе МБУДОО
№1 «Солнышко» – ОФП, шахматы и шашки.
Ежегодно коллективом школы проводится большая организационная работа по
подготовке и проведению краевых соревнований по легкой атлетике, волейболу и
спортивному ориентированию. Впервые в 2023 году на территории городского округа
проводились матчи РЮФЛ в двух возрастных категориях.
Коллектив СШ осуществляет судейство традиционных спортивных мероприятий,
проводимых на территории ГО ЗАТО Фокино: Муниципальных этапов всероссийских
спортивных соревнований среди школьников «Президентских состязания», «Президентские
спортивные игры»; соревнования молодежи допризывного возраста; соревнований по
волейболу «Серебряный мяч»; соревнований по легкой атлетике «Первая высота»;
фестивалей ВФСК ГТО.
2. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Воспитательная работа ведется согласно плану работы школы на учебный год. Работа
носит систематический и планомерный характер.
Воспитательная работа направлена на формирование личности юного спортсмена.
Основной формой воспитательной работы является непосредственная работа тренеров с
занимающимися на отделениях. В планы воспитательной работы тренеров включены беседы
по профилактике правонарушений, о вреде пагубных привычек, правилам дорожного
движения, здоровом образе жизни, культуре поведения.
Тренеры интересуются не только спортивными успехами занимающихся, но и их
успеваемостью в общеобразовательных школах, поведением в семье и на улице,
поддерживают связь с классными руководителями и родителями, осуществляют
воспитательную работу в тесном взаимодействии с ними.
Тренеры проводят с занимающимися большое количество времени (это тренировки,
учебно-тренировочные сборы, поездки на соревнования, участия в соревнованиях,
8

проведение разнообразных спортивно-массовых мероприятий). Особенно проявляется эта
связь «наставник – ученик» во время поездок и участия в соревнованиях, когда команда
живет одной семьей, у которой общие интересы, когда практически познаются такие
понятия, как взаимовыручка, поддержка, осознается чувство коллективизма, чувство
ответственности за свое поведение, поступки, за свои действия (особенно в игре), за свои
слова.
В 2022-2023 учебном году система воспитательной работы строилась по следующим
направлениям:
 гражданско-патриотическое воспитание;
 культурно-массовая и социально-значимая работа;
 трудовое воспитание.
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы спортивной школы
является гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Целью этой работы является –
формирование гражданско-патриотического сознания, нравственной позиции, развитие
чувства сопричастности судьбам Отечества, неравнодушия к своему коллективу, школе.
Задачи направления:
 воспитание чувства патриотизма, любви к Родине на примере подвига советского
народа в годы ВОВ, других исторических примерах;
 воспитание гражданственности через общественно-полезную деятельность;
 воспитание уважения, гордости и ответственности за свою школу.
При подготовке учащихся к краевым и всероссийским соревнованиям постоянно
подчеркивается высокая честь выступлений в соревнованиях такого уровня за сборную
команду спортивной школы, города, края. В целях патриотического воспитания на всех
отделениях проводятся спортивно-массовые мероприятия, согласно календарному плану
мероприятий на учебный год, посвященные: Дню защитника Отечества, Дню моряка
Подводника и т.п.
В период летних каникул на базе МБУДО СШ ГО ЗАТО Фокино работал
оздоровительный лагерь с дневным пребыванием и проводились учебно-тренировочные
сборы. В 2023 году работа в лагере и на сборах проходили по программе «Тропою
Сильных». Цель программы: развитие творческого потенциала личности, укрепление
здоровья детей и молодежи, патриотическое воспитание, формирование активной
гражданской позиции, получение начальных знаний в области обороны государства через
использование общих и специальных знаний, умений и навыков в условиях лагеря с дневным
пребыванием. Каждый день работы смен был посвящен памятным и праздничным датам в
истории России.
В спортивной школе создана система поддержки одаренных детей. Система
предусматривает:
 тестирование специальных способностей детей;
 составление индивидуальных планов работы;
 формирование у детей высокой самооценки;
 работа тренера с родителями, направленная на создание позитивного отношения к
способностям детей;
 привлечение мастеров более высокого класса к проведению совместных учебнотренировочных сборов;
 участие в муниципальной программе поддержки одаренных детей.
В текущем учебном году 15 ребят стали стипендиатами муниципальной премии.
Спортивная школа тесно работает со средствами массовой информации. Цель
взаимодействия между СМИ и СШ, это общие интересы, направленные на пропаганду
здорового образа жизни; привлечение максимального количества детей и подростков к
занятиям физической культурой и спортом; повышении уровня информированности жителей
городского округа о спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности и
результатах выступлений ведущих спортсменов. Школа своевременно информирует газеты и
телевидение о сроках, месте проведения спортивно-массовых мероприятий.
9

В школе создан и активно функционирует сайт: http://sportschool-fokino.ru, посетив
который можно узнать: правила поступления, расписание занятий, программы, информацию
о коллективе СШ, материально-технической базе, платных услугах, актуальные новости и
многое другое.
В каникулярное время на отделениях проводятся разнообразные культурно-массовые
и воспитательные мероприятия:
 первенства отделений по видам спорта;
 посещение детской библиотеки;
 спортивные эстафеты.
Традиционным стало проведение на катке Новогоднего спортивного праздника для
занимающихся в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки.
Хорошим мотивационным моментом является поздравление лучших выпускников
спортивной школы на торжественных линейках, проводимых в общеобразовательных
школах города.
3. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса играет в повышении
качества и эффективности работы спортивных школ все более значительную роль. Оно
охватывает непосредственно учебно-тренировочный процесс и все, что связано с
повышением профессионального мастерства тренеров.
Главным объектом всех методических усилий должны стать тренер и спортсмен, их
знания, навыки, умения, убеждения. Основные критерии в оценке методической работы –
реальные успехи в учебно-тренировочной работе, рост мастерства, четкость в реализации
современных программно-методических требований.
Методическая работа в СШ направлена на совершенствование учебнотренировочного процесса, повышение профессионального мастерства тренеров и
эффективную реализацию личностно-ориентированного обучения и воспитания юных
спортсменов.
Цель: методическое обеспечение работы тренеров-преподавателей для повышения
эффективности тренировочного процесса
Задачи:
 повышение качества и эффективности проведения тренировочных занятий;
 повышение мастерства тренеров-преподавателей в области информационных
технологий;
 привлечение тренеров-преподавателей к участию в конкурсах профессионального
мастерства;
 повышение уровня самообразования тренеров-преподавателей;
 осуществление координационной деятельности, направленной на реализацию
Программы развития СШ.
В 2022-2023 учебном году было проведено 9 тренерских советов, четыре из которых
тематических:
 анализ работы СШ за 2021-2022 учебный год;
 ознакомление с законами и документами (мониторинг НПА действующего
законодательства в сфере физической культуры и спорта)
 воспитывающий потенциал спорта: в чем он заключается и как реализуется в СШ;
 роль ОФП в тренировочном процессе.
Еще шесть тренерских совета были посвящены зачислению, переводу и отчислению
обучающихся в СШ.
Для повышения квалификации и аттестации тренеров СШ разработан план
мероприятий, который включает в себя:
 сведения о тренерских кадрах;
 своевременное прохождение курсов повышения квалификации;

10

 организация повышения квалификации тренерских кадров путем проведения
открытых занятий, участия в городских и внутришкольных семинарах.
Все тренеры спортивной школы имеют сертификаты РУСАДА о прохождении
дистанционного обучения «Антидопинг» и прошли обучение по программам: «Оказание
первой помощи в образовательной организации».
В 2022-2023 учебном году дистанционное повышение квалификации прошли
следующие тренеры:
 Матюхин С.И. – тренер по футболу, тема: «Реализация программ спортивной
подготовки»;
 Грудева М.Ю. и Пестерева Н.А. – «Обеспечение деятельности организаций,
осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с требованиями ФЗ от 30 апреля
2021 года № 127-ФЗ»;
 Пестерева Н.А. – «Цифровая трансформация спортивной организации»
 Вяткина И.П.
– «Цифровые технологии в области ФКиС»; участник XI
Международного научного конгресса «Спорт. Человек. Здоровье»; сертификат участника
образовательной программы «Основы медико-биологического обеспечения подготовки
спортсменов»;
 Пономаренко Н.Б. участница учебно-тренировочных сборов по дзюдо.
В 2022 году спортивная школа стала финалистом II Всероссийского конкурса
«Цифровая трансформация российского спорта». Добиться такого результата, стало
возможным благодаря работе тренеров по внедрению информационной платформы АИС
«МОЙ СПОРТ», которая позволила отказаться от ведения бумажных журналов и дневников
самоконтроля обучающихся. Также с декабря 2022 года учреждение подключено с
Государственной информационной системе «Физическая культура и спорт» - это удобный
инструмент управления спортивной отраслью, призванный объединить сервисы для всех, кто
занимается спортом, учреждение пользуется ей бесплатно, предоставляя услуги гражданам.
Каждый тренер имеет свою страничку на официальном сайте спортивной школы
(http://sportschool-fokino.ru/?section_id=10), где регулярно размещаются конспекты занятий,
методические материалы, презентации. В период самоизоляции тренеры подготовили для
занимающихся материалы для самостоятельного изучения и выполнения. Вся информация
размещена на личных страницах тренеров на официальном сайте спортивной школы в
разделах «Дистанционное обучение».
Администрация спортивной школы осуществляет периодический плановый контроль
работы тренеров по следующим позициям:
 комплектование групп;
 состояние учебно-тематического планирования;
 соответствие рабочей программе;
 уровень подготовки по ОФП, СФП (контрольные нормативы);
 подготовка к соревнованиям (практика);
 наполняемость и посещаемость в группах;
 оформление журналов учета посещаемости;
 обеспечение техники безопасности на тренировочных занятиях;
 соблюдение правил внутреннего трудового распорядка (тренерская дисциплина);
 сохранность контингента.
По итогам контроля оформляются справки о проверке, издаётся соответствующий
приказ, недостатки в работе обсуждаются на тренерских советах.
Контроль за уровнем освоения программ проявляется в следующих формах: участие в
соревнованиях, сдача контрольно-переводные нормативов по общей физической подготовке.
Внутришкольный контроль
№
1.
2.

КОНТРОЛЬ
Директор
Заместитель директора по УВР

Таблица 10
КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕРОК
15
136
11

Выполняя мероприятия по контролю и руководству, была проделана определенная
работа. Так администрацией СШ в течение учебного года были посещены учебные занятия
тренеров в соответствии с графиком внутришкольного контроля. Согласно этого были
составлены информационные справки и соответствующие приказы. Анализ работы показал,
что все тренеры владеют методиками преподаваемых видов спорта, грамотно применяют их
в учебно-тренировочной деятельности.
4. АНАЛИЗ ТРЕНЕРСКИХ КАДРОВ
Говоря о тренерском коллективе школы, необходимо отметить профессионализм
тренеров, стремление к достижению оптимальных результатов, постоянную работу по
повышению профессионального мастерства, самосовершенствованию и саморазвитию.
Только сплоченный коллектив единомышленников способен эффективно выполнить все
намеченные планы, поэтому системе работы с кадрами в СШ уделяется большое внимание.
Коллектив МБУДО СШ ГО ЗАТО Фокино на протяжении ряда лет остается стабильным. В
настоящее время в учреждении работает 15 тренеров, из них: 10 основных и 5
совместителей.
Анализ тренерских кадров по уровню образования (таблица 11) свидетельствует о
преимуществе специалистов с высшим образованием:
Анализ тренерских кадров по уровню образования
Уровень образования
Высшее
Среднее специальное
Обучающиеся в ВУЗе
Количество педагогов

2020-2021
11 (73%)
3 (20%)
1 (7%)
15

2021-2022
11 (73%)
3 (20%)
1 (7%)
15

Таблица 11
2022-2023
12 (80%)
3 (20%)
0
15

Квалификационный анализ тренерских кадров
Квалификационная категория
Высшая
Первая
Вторая
Без категории

2020-2021
5 (33%)
1 (7%)
3 (20%)
6 (40%)

2021-2022
5 (33%)
1 (7%)
3 (20%)
6 (40%)

Таблица 12
2022-2023
5 (33%)
1 (7%)
3 (20%)
6 (40%)

От образования и квалификации тренеров, сохранности кадров зависит решение
основных задач спортивных школы: сохранение контингента занимающихся, подготовка
спортсменов-разрядников. Достаточно высокий кадровый потенциал, стремление тренеров к
повышению профессионального уровня и педагогическому поиску создают необходимые
условия для развития и движения вперед.
Для стимулирования и поощрений коллектива существует действующая комиссия по
распределению стимулирующего фонда, которая рассматривает все критерии оценки
деятельности тренеров за прошедший месяц и выносит решение о премировании
тренерского коллектива.
Благодаря стабильности в кадровой политике школы, удается эффективно решать
задачи по осуществлению тренировочного процесса, обеспечивать сохранность контингента
и высокие результаты спортивной деятельности.
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг сформировано в порядке,
установленном администрацией ГО ЗАТО Фокино и муниципальным бюджетом.
Муниципальная услуга, оказываемая СШ – реализация программ спортивной подготовки на
этапе начальной подготовки, тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), а
также реализация программных или внепрограммных мероприятий по физкультурно12

оздоровительной работе, установленных локальным правовым актом Учреждения.
Выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг осуществляется за
счет предоставления субсидии из бюджета городского округа ЗАТО Фокино.
Материально-техническая база спортивной школы в целом способствует решению
задач, поставленных коллективом.
 Спортивный зал, расположен на первом этаже, площадь его составляет – 270,6 кв.м.
Спортивный зал оборудован баскетбольной, волейбольной площадками.
 Хореографический зал, расположен на втором этаже, площадь – 31, 2 кв.м.
 Тренажёрный зал, расположен на первом этаже, площадь – 31,0 кв.м.
 Многофункциональная спортивная площадка, площадь – 1405,0 кв.м, включает в
себя: баскетбольную, волейбольную, гандбольную площадки и поле для мини-футбола.
 Учебно-тренировочная база в поселке Руднево, площадь – 13419,0 кв.м. На базе
имеются: футбольное поле, волейбольная, бадминтонная и стритбольная площадки.
Спорткомплекс находится в удовлетворительном состоянии. Ежегодно производится
необходимый текущий ремонт всех помещений СШ. В 2023 году проведен капитальный
ремонт входной группы в учреждение.
В зимний период в целях развития массового спорта и пропаганды здорового образа
жизни на спортивной площадке проводилась заливка катка для населения городского
округа.
Для выполнения муниципального задания и в пределах выделенных бюджетных
средств, в 2022-2023 учебном году приобретались необходимые канцелярские товары,
медикаменты для комплектования аптечек и проведения витаминизации, хозяйственные
товары и дезинфицирующие средства.
За счет средств субсидий краевого и федерального бюджетов, предоставляемых
бюджетам муниципальных образований Приморского края на обеспечение уровня
финансирования спортивной подготовки в муниципальных учреждениях спортивной
подготовки в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки
в 2023 году на закупку спортивного оборудования и инвентаря, было выделено – 427 807, 69
рублей. На эти средства было закуплено оборудования для отделения легкой атлетики,
волейбола, дзюдо и самбо.
6. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
В течение многих лет в МБУДО СШ ГО ЗАТО Фокино отсутствуют травмы и
чрезвычайные происшествия.
В СШ наработана система по охране здоровья и безопасности условий труда.
Санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования к помещениям спортивной
школы соответствуют нормативным требованиям. Установлена охранная и пожарная
сигнализации, тревожная кнопка, имеется полный комплект огнетушителей, знаков по
пожарной безопасности. Работники учреждения, ответственные за данное направлени е
работы (директор и заместитель директора по ХЧ), прошли курс обучения по охране труда и
пожарному минимуму, что подтверждается удостоверениями. Разработан полный пакет
документов в соответствии с нормативами.
С целью предотвращения профессиональных заболеваний, обеспечения здоровья все
работники школы проходят обязательный медицинский осмотр при поступлении на работу и
периодический медосмотр в установленном законом порядке.
Для улучшения работы по охране труда в СШ разработан план мероприятий по
охране труда, который в первую очередь включает разработку нормативно-правовой базы.
При проведении тренировочных сборов и экскурсий ответственное лицо, в
обязательном порядке, проводит инструктаж по технике безопасности согласно
утвержденной инструкции. С детьми проводятся различные игры-викторины по правилам
дорожного движения, по правилам пожарной безопасности, при проведении которых дети на
практике закрепляют полученные ими знания по охране труда и технике безопасности.
Разработаны памятки для детей и родителей, оформлены информационные стенды.
13

Постоянно осуществляется административный контроль над состоянием условий
безопасности учебно-тренировочного процесса и соблюдением работниками и
обучающимися законодательства и нормативов по охране труда. В 2023 году работники СШ
прошли обучение по программам: «Санитарно-гигиенический минимум» и «Оказание
первой помощи».
Места занятий соответствуют нормам по охране труда и производственной санитарии.
Спортивные залы, инвентарь, оборудование допущены к эксплуатации. Ежегодно
осуществляется косметический ремонт. Достаточность материально-технической базы для
ведения тренировочной деятельности по реализуемым программам спортивной подготовки
обеспечивает:
 наличие и соответствие целям и задачам, определенным в Уставе СШ, спортивных
залов, кабинетов, оргтехники, компьютерной сети, интернета;
 соответствие Правилам пожарной безопасности, Санитарным нормам и правилам по
устройству и содержанию СШ, Правилам техники безопасности;
 рациональность использования материально-технической базы, ее эффективность
использования спортивных залов;
 наличие специального оборудования для обеспечения тренировочного процесса:
борцовский ковер, дохе, будо-маты, ринг для бокса, тренажеры, легкоатлетические барьеры,
гимнастические маты, футбольные ворота, специальный спортивный инвентарь.
7. ВЫВОДЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РЕКОМЕНДАЦИИ
Цель, которую ставил перед собой коллектив в 2022-2023 учебном году в целом
достигнута.
В учреждении созданы необходимые условия для реализации программ спортивной
подготовки, о чем свидетельствуют высокие показатели участия занимающихся в
соревнованиях, а также количество подготовленных спортсменов-разрядников. Уровень
спортивных показателей учреждения остается достаточно стабильным, есть положительная
динамика, в количестве завоеванных занимающимися призовых мест. На высоком
организационном уровне проводятся открытые первенства городского округа по легкой
атлетике, волейболу, самбо в которых принимают участие спортсмены из городов и районов
Приморского края. Программы, спортивной подготовки, реализуемые в спортивной школе,
выполняются в соответствии с федеральными стандартами.
Задачи, стоящие перед коллективом, выполняются в полном объеме:
 Набор в группы начальной подготовки осуществлялся в течение августа-сентября,
однако есть проблемы с набором в группы отделений: легкой атлетики, дартса и шахмат.
 В группах начальной подготовки второго и третьего года и учебно-тренировочных
группах успешно решаются задачи по формированию устойчивого интереса к занятиям,
приобретения навыков самостоятельной работы, участию в соревнованиях. Не смотря на
снижения количества соревнований, проводимых в регионе, соревновательная практика
нарабатывается участием в матчевых встречах, муниципальных и внутришкольных турнирах
и первенствах.
 Учебный материал по практическому и теоретическому разделам программ
осваивается в полном объеме.
 Качество спортивной подготовки организовано и реализуется в соответствии с
нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность физкультурно-спортивных
организаций.
Финансирование участия в соревнованиях и УТС
Таблица 13
2021 год
2022 год
2023 год
714, 684 тысячи рублей
В спортивной школе также ведется работа по дополнительным общеразвивающим
программам на платной основе. В 2022-2023 году было открыто 4 группы в которых
14

занимались 56 человек. На финансовые средства, полученные от оказания платных услуг,
закуплена оргтехника и спортивный инвентарь.
Общие выводы по итогам анализа деятельности учреждения:
 уровень спортивного мастерства занимающихся в школе повышается;
 увеличение количества призовых мест в соревнованиях городского, регионального,
всероссийского уровня говорят о высоком качестве учебно-тренировочного процесса и
грамотной, профессиональной работе тренеров.
Однако в деятельности учреждения существует ряд проблем:
 отсутствие зала борьбы и бокса;
 нехватка тренерских кадров.
В перспективе продолжить:
 работу над кадровой политикой учреждения;
 повышение профессиональной компетенции тренерского персонала;
 участие в грантовых проектах;
 увеличение количества выездных соревнований;
 улучшение материально-технической базы школы.
8. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА СЛЕДУЮЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель: подготовка спортивного резерва для сборных команд городского округа ЗАТО
Фокино, Приморского края и Российской Федерации путем осуществления спортивной
подготовки и реализация физкультурно-оздоровительных услуг в интересах личности,
общества, государства.
Задачи:
1. реализация программ спортивной подготовки, разработанных на основе
федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта, культивируемым в
спортивной школе;
2. финансовое
и материально-техническое обеспечение тренировочного и
соревновательного процессов;
3. обеспечение участия спортсменов в официальных спортивных мероприятиях;
4. организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию
физической культуры и спорта среди различных групп населения;
5. обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового
воспитания занимающихся.

Директор МБУДО СШ ГО ЗАТО Фокино

_________________

Н.А. Пестерева

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».