программа теннис

2

I. Общие положения
1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта
«теннис» (далее – Программа) предназначена для реализации в организации спортивной
подготовки – Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования
«Спортивная школа» городского округа ЗАТО Фокино.
В программе определены минимальные требования к спортивной подготовке,
определенные федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «теннис»,
утвержденные приказом Минспорта России от 15 ноября 2022 № 980 (далее – ФССП).
2. Целью Программы является:
- достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и
педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего,
круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки;
- популяризация тенниса в Приморском крае.
II. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
3. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц,
проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в
группах на этапах спортивной подготовки
Этапы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки
Учебно-тренировочный этап (этап
спортивной специализации)

Срок реализации Возрастные границы лиц,
Наполняемость
этапов спортивной проходящих спортивную
(человек)
подготовки (лет)
подготовку (лет)
2-3
7
8
4-5

9

6

4. Объем Программы
Этапный норматив
Количество часов в неделю
Общее количество часов в год

Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Учебно-тренировочный этап
До года
Свыше года
До трех лет Свыше трех лет
6
7
12
14
312
364
624
728

Программа спортивной подготовки рассчитана на 52 недели в год.
Учебно-тренировочный процесс ведется в соответствии с годовым учебнотренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по индивидуальным
планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного
процесса).
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки, ее
продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов,
предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей
дополнительную образовательную программу спортивной подготовки.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия устанавливается в часах и
не должна превышать:
- на этапе начальной подготовки – двух часов;
- на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – трех часов;
- на этапе совершенствования спортивного мастерства – четырех часов;
- на этапе высшего спортивного мастерства – четырех часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день суммарная
продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические,
восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская практика.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться в
период проведения учебно-тренировочных мероприятий и участия в спортивных
соревнованиях.

3

5. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки:
5.1. Учебно-тренировочные занятия: групповые, индивидуальные, смешанные
5.2. Учебно-тренировочные мероприятия
Предельная продолжительность учебнотренировочных мероприятий (количество
суток) (без учета времени следования к
месту проведения учебно-тренировочных
N п/п
Виды учебно-тренировочных мероприятий
мероприятий и обратно)
Этап начальной
Учебно-тренировочный
подготовки
этап
1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
Учебно-тренировочные мероприятия по
1.1. подготовке к другим всероссийским спортивным
14
соревнованиям
Учебно-тренировочные мероприятия по
1.2.
подготовке к официальным спортивным
14
соревнованиям субъекта Российской Федерации
2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия
Учебно-тренировочные мероприятия по общей и
2.1.
14
(или) специальной физической подготовке
2.2.
Восстановительные мероприятия
Мероприятия для комплексного медицинского
2.3.
обследования
Учебно-тренировочные мероприятия в
До 21 суток подряд и не более двух учебно2.4.
каникулярный период
тренировочных мероприятий в год
Просмотровые учебно-тренировочные
2.5.
До 60 суток
мероприятия

5.3. Требования к участию в спортивных соревнованиях, обучающихся:
- соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации обучающихся
положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой
всероссийской спортивной классификации правилам вида спорта "теннис";
- наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;
- соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил,
утвержденных международными антидопинговыми организациями.
ОБЪЕМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды спортивных
соревнований, матчей
Контрольные
Отборочные
Основные
Одиночные матчи
Парные матчи

Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки
Учебно-тренировочный этап
Первый год

Второй год

Третий год

Первый год

Второй год

Свыше двух лет

-

-

1
1
2
-

5
1
8
-

5
2
10
4

5
4
1
12
6

6. Годовой учебно-тренировочный план приведен в приложении № 1 к программе.
7. Календарный план воспитательной работы приведен в приложении № 2 к программе.
8. План мероприятий, направленный на предотвращение
и борьбу с ним (приведен в приложении № 3 к программе).

допинга

в

спорте

9. Планы инструкторской и судейской практики
Инструкторская и судейская практика являются продолжением тренировочного процесса
теннисистов, способствуют овладению практическими навыками в преподавании и судействе

4

тенниса. Инструкторская и судейская практика на начальном этапе спортивной подготовки не
предусмотрена. Этапы для учебно-тренировочной подготовки:
- привитие навыков организации и проведения тренировочных занятий в младших
группах;
- овладение терминологией тенниса и применение ее на занятиях;
- овладение основами методики построения тренировочного занятия
- подготовительная, основная и заключительная часть;
- развитие способностей наблюдения за выполнением упражнений, игровых
технических приемов и выявления ошибок, умение их исправлять;
- самостоятельное составление планов тренировок, ведение дневников самоконтроля,
анализ тренировочных и соревновательных нагрузок;
- изучение основных правил соревнований, систем проведения, ведения протоколов
соревнований; судейство командных, одиночных и парных соревнований
Содержание работы
Правила игры в теннис
Правила проведения соревнований
Судейство

Тренировочная группа (год обучения)
1-й
2-й
3-й
4,5-й
+
+
+
+
+
+
+

10. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств.
Медицинский (врачебный) контроль за юными спортсменами осуществляется в
соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от от 23 октября 2020 г. N 1144н и
предусматривает:
- медицинское обследование (1 раз в год для групп НП)
- углубленное медицинское обследование (1-2 раза в год в зависимости от этапа
спортивной подготовки);
- наблюдения в процессе тренировочных занятий;
- санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и
соревнований, одеждой и обувью;
- контроль за выполнением юными спортсменами рекомендаций врача по состоянию
здоровья, режиму тренировок и отдыха.
Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное положение - допуск к
тренировкам и спортивным мероприятиям здоровых спортсменов. Медицинский контроль
осуществляется спортивными врачами областного врачебно-физкультурного диспансера по
договору.
Восстановительно-профилактические средства – это средства педагогического,
психологического, медико-биологического характера, действие которых направлено на
ускорение процессов восстановления организма после тренировочных нагрузок, повышения
сопротивляемости организма к отрицательным факторам спортивной деятельности и внешней
среды.
Средства восстановления подразделяют на три типа: педагогические, медикобиологические и психологические.
1) Факторы
педагогического
воздействия,
обеспечивающие
восстановление
работоспособности
- рациональное сочетание тренировочных средств разной направленности;
- правильное сочетание нагрузки и отдыха, как в тренировочном занятии, так и в
целостном тренировочном процессе;
- введение специальных восстановительных микроциклов и профилактических
разгрузок;
- выбор оптимальных интервалов и видов отдыха;
- оптимальное использование средств переключения видов спортивной деятельности;
- полноценные разминки и заключительные части тренировочных занятий;
- использование методов физических упражнений, направленных на стимулирование
восстановительных процессов (дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и т.д.);

5

- повышение эмоционального фона тренировочных занятий;
- эффективная
индивидуализация
тренировочных
воздействий
и
средств
восстановления;
- соблюдение режима дня, предусматривающего определенное время для тренировок.
2) Медико-биологические средства восстановления
С ростом объема средств, специальной физической подготовки, интенсивности
тренировочного процесса, соревновательной практики необходимо увеличивать время,
отводимое на восстановление организма лиц, проходящих спортивную подготовку. На
тренировочных этапах при увеличении соревновательных режимов тренировки могут
применяться медико-биологические средства восстановления.
К медико-биологическим средствам восстановления относятся: витаминизация,
физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская парная баня или сауна.
Перечисленные средства восстановления должны быть назначены и постоянно
контролироваться врачом.
3) Психологические методы восстановления
К психологическим средствам восстановления относятся:
- психорегулирующие тренировки,
- разнообразный досуг,
- комфортабельные условия быта;
- создание положительного эмоционального фона во время отдыха,
- цветовые и музыкальные воздействия.
Положительное влияние на психику и эффективность восстановления оказывают
достаточно высокие и значимые для спортсмена промежуточные цели тренировки и точное их
достижение. Одним из эффективных методов восстановления является психомышечная
тренировка (ПМТ). Проводить ПМТ можно индивидуально и с группой после тренировочного
занятия. В тренировочных группах рекомендуется проводить в конце недельного микроцикла,
после больших тренировочных нагрузок или в дни тренировочных поединков. Каждое средство
восстановления является многофункциональным. Совокупное их использование должно
составлять единую систему методов восстановления.
N
п/п

Средства и мероприятия

Сроки
реализации

Педагогические
1.

 варьирование продолжительности и характера отдыха между отдельными
упражнениями, тренировочными занятиями и циклами занятий;
 использование специальных упражнений для активного отдыха и
расслабления, переключений с одного упражнения на другое;
 «компенсаторное» плавание – упражнения, выполняемые с невысокой
интенсивностью в конце тренировочного занятия, между тренировочными
сериями или соревновательными стартами продолжительностью от 1 до 15
мин;
 тренировочные занятия с малыми по величине нагрузками (они интенсифицируют процессы восстановления после тренировок с большими
нагрузками иной направленности);
 рациональная динамика нагрузки в различных структурных образованиях;
 планирование нагрузки с учетом возможностей спортсменов;
 рациональная организация режима дня.

в течение всего
периода
реализации
программы с
учетом
развития
адаптационных
процессов

Психологические
2.

 аутогенная и психорегулирующая тренировка;
 средства внушения (внушенный сон-отдых);
 гипнотическое внушение;
 приемы мышечной релаксации, специальные дыхательные упражнения,
музыка для релаксации;
 интересный и разнообразный досуг;
 условия для быта и отдыха, благоприятный психологический микроклимат.

Медико-биологические

в течение всего
периода
реализации
программы с
учетом
психического
состояния
спортсмена

6
1.

2.

N
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Рациональное питание:
- сбалансировано по энергетической ценности;
- сбалансировано по составу (белки, жиры, углеводы, микроэлементы,
витамины);
- соответствует характеру, величине и направленности тренировочных и
соревновательных нагрузок;
- соответствует климатическим и погодным условиям
физиотерапевтические методы:
- массаж (общий, сегментарный, точечный, вибро- и гидромассаж);
- гидропроцедуры (различные виды душей и ванн);
- аппаратная физиотерапия;
- бани

в течение всего
периода
реализации
программы

Распределение восстановительных мероприятий по этапам спортивной подготовки
Тренировочная группа
(год обучения)
Восстановительные мероприятия
1-2
3,4,5
Рациональный режим дня
+
+
Рациональный режим питания
+
+
Упражнения на релаксацию
+
+
Упражнения на восстановление дыхания
+
+
Гидропроцедуры: обтирание; души; ванны; бассейн; баня
+
Специальное питание
+
+
Витаминизация
+
+
Умеренное ультрафиолетовое облучение
+
+
Массаж
+
Психорегулирующая тренировка
+
III. Система контроля

11. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки
лицу, проходящему спортивную подготовку (далее – обучающийся), необходимо выполнить
следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в
спортивных соревнованиях:
11.1. На этапе начальной подготовки:
- изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
- повысить уровень физической подготовленности;
- овладеть основами техники вида спорта «теннис»;
- получить общие знания об антидопинговых правилах;
- соблюдать антидопинговые правила;
- принять участие в официальных спортивных соревнованиях, начиная с третьего года;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки.
11.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
- повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности;
- изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «теннис» и успешно
применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных
соревнованиях;
- соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
- изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
- овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта «теннис»;
- изучить антидопинговые правила;
- соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;

7

- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
спортивных соревнований муниципального образования на первом, втором и третьем году;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях проведения не ниже
уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого года;
- -получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для
зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.

12. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся,
проводимой организацией, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов
контрольных упражнений, перечня тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным
с физическими нагрузками (далее – тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося
в спортивных соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной
квалификации.
13. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам
спортивной подготовки
НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ И ПЕРЕВОДА НА ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ПО ВИДУ СПОРТА «ТЕННИС»
N
п/п

1.1.
1.2.

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.

2.5.

Упражнения

Единица
измерения

Норматив до года
Норматив свыше года
обучения
обучения
мальчики девочки
мальчики
девочки
1. Нормативы общей физической подготовки
Наклон вперед из положения
не менее
не менее
стоя на гимнастической скамье
см
+1
+3
+3
+5
(от уровня скамьи)
не менее
не менее
Прыжок в длину с места толчком
см
двумя ногами
110
105
120
115
2. Нормативы специальной физической подготовки
Прыжок вверх с места толчком
не менее
не менее
двумя ногами, одна рука на
см
15,5
15,5
20
20
поясе, вторая вытянута вверх
не более
не более
Бег на 10 м с высокого старта
с
2,8
2,8
2,5
2,6
не
менее
не
менее
Бросок теннисного мяча с
м
движением подачи
7,5
7,5
13
13
Челночный бег с высокого старта
не более
не более
4 x 8 м с касанием предмета
с
12,3
12,3
11,9
11,9
одной рукой, лицом к сетке
Перешагивание через палку
не менее
не менее
количество
вперед-назад, руки опущены
раз
7
7
10
10
вниз, держат палку (за 15 с)

НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
И УРОВЕНЬ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ (СПОРТИВНЫЕ РАЗРЯДЫ)
ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ И ПЕРЕВОДА НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП (ЭТАП
СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ) ПО ВИДУ СПОРТА «ТЕННИС»
Единица
Норматив
N п/п
Упражнения
измерения мужчины женщины
1.1.
1.2.

2.1.

1. Нормативы общей физической подготовки
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической
см
скамье (от уровня скамьи)
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

см

2. Нормативы специальной физической подготовки
Прыжок вверх с места толчком двумя ногами, одна
см
рука на поясе, вторая вытянута вверх

не менее
+3
не менее
216
200
+3

не менее
31

31

8
2.2.

Бег на 10 м с высокого старта

с

2.3.

Бросок набивного мяча (1 кг) движением подачи

м

2.4.
2.5.
2.6.
3.1.

Челночный бег с высокого старта с касанием предмета
одной рукой, лицом к сетке, 6 x 8 м
Перешагивание через палку вперед-назад, руки
опущены вниз, держат палку (за 15 с)

с

количество
раз
количество
Подбивание теннисного мяча вверх ребром ракетки
раз
3. Уровень спортивной квалификации
Спортивное звание "мастер спорта России"

не более
1,95
2,05
не менее
19
19
не более
13,1
13,1
не менее
30
30
не менее
25

IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)
14. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому этапу
спортивной подготовки.
Периодизация тренировки предполагает неразрывную связь всех видов подготовки, их
непрерывное круглогодичное осуществление.
Подготовительный период. Этим периодом начинается каждый новый годичный цикл
тренировки. Завершается он с началом основных официальных соревнований. Основные задачи
тренировки в подготовительном периоде:
1. Рост спортивного мастерства по всем разделам подготовки; достижение к концу
периода высокой спортивной формы, предусматривающей готовность к высоким, длительным
напряжениям соревновательного периода.
2. Совершенствование стратегии, тактики и техники с установкой на освоение всего
комплекса соревновательного поведения; апробирование и прочное закрепление в игре со
счетом контрмоделей игры, разработанных с учетом модельных характеристик главных
соперников.
3. Улучшение физической подготовленности, формирование физических возможностей
для улучшения техники.
4. Психологическая подготовка (акцент делается на воспитании, целеустремленности,
спортивного трудолюбия, настойчивости в устранении недостатков, воли в борьбе с
утомлением).
В подготовительном периоде нагрузка постепенно увеличивается (примерно месяц)
достигает высокого уровня и задерживается на этом уровне довольно продолжительное время.
Необходимо сочетать высокие и средние нагрузки с наивысшими, которые должны несколько
превосходить высокие соревновательные нагрузки (как в отдельно взятом тренировочном дне,
так и в недельном цикле в целом). Тогда большая соревновательная нагрузка не будет для
теннисиста максимальной, и он выступит в соревнованиях" не на пределе своих возможностей.
Подготовительный
период подразделяют
на
этап
предварительной
(улучшение
подготовленности теннисиста, устранение недостатков, апробирование усовершенствованных
вариантов действий) и этап предсоревновательной подготовки (осуществление всесторонней
подготовки, совершенствование спортивного мастерства в целом, подготовка к соревнованиям,
совершенствование вариантов стратегии, тактики и техники в условиях, максимально
приближенных к соревновательным).
Соревновательный период представляет собой участие в соревнованиях и всестороннюю
подготовку к ним.
Основные задачи тренировки в соревновательном периоде:
1. Обеспечение наивысшей спортивной формы к основным соревнованиям, достижение
высоких стабильных результатов.
2. Специальная подготовка к каждому из соревнований с учетом его программы, условий
проведения, грунта площадок, особенностей игры главных соперников.
3. Психологическая подготовка с акцентом на укреплении волевых качеств, во время
участия в соревнованиях.

9

4. В соревновательном периоде все виды спортивной подготовки приобретают примерно
равное значение. Больше всего времени в соревновательном периоде отводится
совершенствованию тактики и техники.
Заключительный период. Заключительным периодом завершается каждый годичный
цикл тренировки. Начинается он после окончания сезона соревнований и длится около месяца.
Основные задачи, решаемые в заключительном периоде:
1. Активный отдых после напряженного сезона соревнований, осуществление
восстановительных мероприятий, обеспечивающих готовность теннисиста к проведению
тренировки в новом цикле, с более высокими требованиями.
2. Дальнейшее совершенствование техники и физической подготовленности в
облегченных условиях, ориентируясь в первую очередь на устранение недостатков,
выявленных во время соревнований.
3. Подведение итогов тренировки и выступлений в соревнованиях, анализ недостатков,
разработка плана тренировки на следующий годичный цикл.
Переходный период обычно делят на два этапа. На первом этапе снижают нагрузку
постепенно, переходя к активному отдыху. Второй этап целиком посвящают активному отдыху.
После окончания соревновательного сезона итоги годичного периода подготовки подвергают
критическому анализу. Выявленные недостатки помогут правильнее построить тренировку в
будущем. Уже в первой половине переходного периода разрабатывают план тренировки на
следующий год и одновременно уточняют особенности заключительного.
На первом этапе периода продолжается совершенствование техники. Особое внимание
обращают на недостатки, обнаруженные в прошедших соревнованиях. В это время может быть
уже начато и освоение какого-либо нового варианта удара. Период завершается активным
отдыхом, во время которого используют физические упражнения преимущественно со средней
нагрузкой.
Структура тренировочного занятия представляет собой три части: подготовительная
(разминка), основная и заключительная.
В подготовительной части решается следующая задача - подготовка и подведение
организма спортсмена (разминка) к выполнению основной части. В подготовительной части
применяют упражнения, способствующие повышению температуры тела и скелетных мышц,
что приводит к усилению кровообращения и дыхания, подвижности в суставах, необходимых
для выполнения заданий основной части, так же используют общеподготовительные
упражнения, бег, общеразвивающие упражнения. Количество упражнений, как и длительность
этой части, во многом зависит от возрастных, антропометрических показателей спортсменов,
этапа подготовки, места и условий проведения тренировочного занятия.
Во второй половине подготовительной части следует выполнять такие упражнения,
которые способствуют настрою на выполнение задач основной части тренировки, которые во
многом зависят от уровня подготовленности спортсменов.
В основной части тренировочного занятия решаются задачи конкретного
тренировочного занятия: обучение техническим действиям, совершенствование технических и
технико-тактических действий, воспитание физических качеств.
В заключительной части производится восстановление организма спортсмена после
выполненной им работы в основной части занятия.
При составлении плана тренировочного занятия необходимо прописать цель, задачи
занятия, инвентарь, сроки и место проведения тренировки (таблица 1). План должен включать:
комплекс упражнений и последовательность их выполнения, интенсивность выполнения
упражнения, продолжительность и характер пауз отдыха, возможные ошибки (методические
указания) при выполнении упражнения и способы их устранения, моменты, на которые следует
обратить внимание.
План-конспект тренировочного занятия по теннису для ГНП-1
Место проведения:
Дата проведения:
Время проведения:
Контингент:
Инвентарь: мячи, ракетки, координационная лестница, плоские мишени.

10

Тема занятия: базовые перемещения.
Цель занятия: начальное разучивание техники подхода к мячу.
Основные задачи занятия:
1. Учить своевременному развороту корпуса и перемещению к точке контакта с отскока
справа.
2. Закреплять умение переносить вес тела во время удара.
N
п/п
1.
2.

3.
4.
5.

6.
7.

8.

9.

10.
11.

Содержание программного материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть – 15 мин
Построение. Приветствие.
мин
Сообщение задач занятия.
Разминка с акцентом на частоту работы
ног:
ОРУ в движении, упражнения на,
мин
Дети выполняют задания поточным методом.
координационной лестнице лицом и
мин
В упражнениях на координационной лестнице
спиной вперед, перемещения
акцент на частоту работы ног. Стопа работает
«восьмеркой», перемещения вправо-влево
2 мин полностью, добиваться легкости и четкости
с остановкой на одноименной ноге.
4 мин движений.
Основная часть – 25 мин
Имитация ударов с отскока с места с
2 мин При начале движения локти расположены
разворотом тела и акцентом на
впереди корпуса, головка ракетки на уровне
правильный перенос веса тела.
глаз, ноги расставлены широко.
Выполнение удара справа с отскока с
3 мин Замах, далее движение ногами.
наброса мяча тренером в точку контакта
Тренер стоит сбоку сзади от игрока и
ракетки с мячом
отпускает мяч в точку контакта.
Подход к мячу, пауза и выполнение
3 мин Акцент на частоте работы ног и паузе перед
одиночного удара с наброса
ударом, вес тела на задней ноге. Тренер стоит
напротив ребенка (3 м) и делает наброс в
сторону от него.
Выполнение одиночного удара с
3 мин Наброс мяча навесом впереди себя на
самостоятельного наброса мяча.
расстояние 1-2 м. Следить за переносом веса
тела вперед.
Упражнения в паре: один игрок
5 мин
Плоская мишень находится в 2 м от игрока,
набрасывает мяч в мишень, второй
выполняющего удар.
выполняет замах - подход к мячу - паузу и
удар по мячу.
Игра в парах с акцентом на подход к
5 мин Третий игрок стоит у сетки 2- 3 розыгрыша
мячу.
наблюдающим и следит за работой ног
выбранного игрока, если тот перестал
работать ногами, кричит: «Двигайся». Игроки
меняются местами по кругу.
Подвижная игра «Кочки». Дети прыгают
Нельзя стоять на месте и прыгать мимо
двумя ногами вместе по разложенным
4 мин блинов.
плоским мишеням. Один из детей ведущий - кого он осалит, тот следующий
салка.
Заключительная часть, 5 мин
Растяжка мышц плечевого пояса, спины и
3 мин Последовательно сверху вниз
ног.
Подведение итогов
2 мин

15. Учебно-тематический план приведен в приложении № 4 к программе.
V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным
дисциплинам
16. К особенностям осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам
вида спорта «теннис» относятся:

11

1) Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным
дисциплинам вида спорта «теннис» основаны на особенностях вида спорта «теннис» и его
спортивных дисциплин. Реализация дополнительных образовательных программ спортивной
подготовки проводится с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида
спорта «теннис», по которым осуществляется спортивная подготовка.
2) Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам
вида спорта «теннис» учитываются организациями, реализующими дополнительные
образовательные программы спортивной подготовки, при формировании дополнительных
образовательных программ спортивной подготовки, в том числе годового учебнотренировочного плана.
3) Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную
подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на
соответствующий этап спортивной подготовки.
4) В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий, а также
условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся осуществляется на
основе обязательного соблюдения требований безопасности, учитывающих особенности
осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «теннис».
5) Общие требования безопасности:
- К занятиям по теннису допускаются обучающиеся, прошедшие предварительный
медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
- Опасность получения травмы возникает при: падениях на твердом покрытии;
нахождении в зоне нанесения ударов ракеткой другим игроком; неисправном оборудовании
теннисного корта и инвентаря; наличии посторонних предметов на теннисном корте;
- Занимающиеся должны быть одеты в свободную, не сковывающую движения
спортивную форму, соответствующую окружающему температурному режиму, и спортивную
обувь, не скользящую и не оставляющую следов на покрытии корта;
- Теннисный корт во время проведения занятий должен быть сухим.
VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки
17. Материально-технические условия реализации Программы
17.1. Требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной
подготовки предусматривают (в том числе на основании договоров, заключенных в
соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным
условием которых является право пользования соответствующей материально-технической
базой и (или) объектом инфраструктуры):
- наличие тренировочного спортивного зала;
- наличие тренажерного зала;
- наличие теннисных кортов;
- наличие раздевалок, душевых;
17.2. обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для
прохождения спортивной подготовки:
N п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Наименование
Вышка судейская теннисная
Корзина для теннисных мячей на 200 - 350 мячей
Корзина для теннисных мячей на 72 - 80 мячей
Набор из мишеней, линий, фишек, конусов
Пушка теннисная
Радар для измерения скорости полета мяча
Сетка теннисная
Сетка теннисная детская для мини-тенниса
Скамья теннисная
Станок для натяжки ракеток
Стойки для теннисной сетки

Единица
измерения
штук
штук
штук
штук
штук
штук
комплект
комплект
штук
штук
штук

Количество
изделий
1
3
3
2
2
2
1
4
2
1
2

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

12
Гантели переменной массы (от 0,5 до 10 кг)
Мат гимнастический
Мячи набивные (медицинболы) (от 0,5 до 5 кг)
Мячи футбольные и волейбольные
Мяч-полусфера
Ноутбук
Проектор
Секундомер механический или электронный
Скакалка спортивная
Скамейка гимнастическая
Степ-платформа
Табло информационное (механическое или электронное)
Тренажер специализированный для тенниса
Фоны ветрозащитные
Экран для проектора
Эспандер трубчатый резиновый с ручками

Единица
измерения

Расчетная
единица

1. Мяч теннисный

штук

Мяч теннисный со
сниженным
2.
давлением для
мини-тенниса
3. Ракетка теннисная

N
п/п

Наименование

4. Струна теннисная

5. Обмотка

комплект
комплект
комплект
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук

Этап начальной
подготовки

1
4
1
5
4
1
1
3
5
8
5
1
5
2
1
5

Учебно-тренировочный
этап

количество

срок
эксплуатации
(лет)

количество

срок
эксплуатации
(лет)

на
обучающегося

55

1

336

1

штук

на
обучающегося

51

1

-

-

штук

на
обучающегося

1

3

1

1

2

1

18

1

5

1

10

1

комплект для
натяжки
на
одной
обучающегося
ракетки
комплект для
на
одной
обучающегося
ракетки

17.3. обеспечение спортивной экипировкой:
Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование
Этапы подготовки

N
п/п

Наименование

Единица
измерения

Расчетная
единица

Этап начальной
подготовки

Учебнотренировочный
этап

срок
количе
количе
эксплуатации
ство
ство
(лет)

1.
2.

3.
4.
5.

Костюм спортивный
тренировочный
Кроссовки для
тренировок на кортах с
грунтовым покрытием
Кроссовки для
тренировок на кортах с
твердым покрытием
Наколенник (фиксатор
коленных суставов)
Наколенник (фиксатор
для голеностопа)

срок
эксплуатации
(лет)

штук

на обучающегося

-

-

1

1

пар

на обучающегося

-

-

2

1

пар

на обучающегося

-

-

2

1

штук

на обучающегося

-

-

2

1

штук

на обучающегося

-

-

2

1

13
6.
7.
8.
9.

Налокотник (фиксатор
локтевых суставов)
Носки спортивные
Рубашка теннисная
(поло)
Шорты теннисные
(юбка)

штук

на обучающегося

-

-

2

1

пар

на обучающегося

-

-

2

1

штук

на обучающегося

-

-

2

1

штук

на обучающегося

-

-

2

1

17.4. МБУДО СШ ГО ЗАТО Фокино обеспечивает обучающихся, проходящих
спортивную подготовку:
- проездом к месту проведения спортивных мероприятий и обратно;
- питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий.
18. Кадровые условия реализации Программы:
18.1. Укомплектованность педагогическими, руководящими и иными работниками: для
проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных спортивных
соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапах
совершенствования спортивного мастерства и высшего спортив ного мастерства, кроме
основного тренера-преподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам
спортивной подготовки, с учетом специфики вида спорта «теннис, а также на всех этапах
спортивной подготовки привлечение иных специалистов (при условии их одновременной
работы с обучающимися);
18.2. Уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников Организации:
уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать
требованиям, установленным профессиональным стандартом «Тренер-преподаватель»,
утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2020 N 952н (зарегистрирован Минюстом
России 25.01.2021, регистрационный N 62203), профессиональным стандартом «Тренер»,
утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 N 191н (зарегистрирован Минюстом
России 25.04.2019, регистрационный N 54519), профессиональным стандартом «Специалист по
инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта »,
утвержденным приказом Минтруда России от 21.04.2022 N 237н (зарегистрирован Минюстом
России 27.05.2022, регистрационный N 68615), или Единым квалификационным справочником
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта»,
утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н (зарегистрирован
Минюстом России 14.10.2011, регистрационный N 22054);
18.3. Непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей – ежегодное
участие в семинарах, мастер-классах, прохождение курсов повышения квалификации – не реже
одного раза в три года.
19. Информационно-методические условия реализации Программы
- Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «теннис». Приказ
Минспорта России от 15 ноября 2022 № 980.
- Белиц-Гейман С.П. Теннис. Учебник для институтов физической культуры. М.
Физкультура и спорт. 1977. 224 с.
- Белиц-Гейман С. Теннис-школа чемпионской игры и подготовки. М. 2001. 224 с.
Скородумова А.П. Теннис. Как добиться успеха. М. 1994. 175 с.
- Иванова Т.С. Организационно-методические основы подготовки юных тенни- систов.
М.Физическая культура и спорт. 2007. 128 с.
- Губа В.П. Тарпищев Ш.А. Самойлов А.Б. Особенности подготовки юных теннисистов.
М. Спортакадемпресс. 2003. 132 с.
- Голенко В. Скородумова А. Тарпищев Ш. Азбука тенниса. М. 2003. 149 с.
- Голенко В. Скородумова А. Тарпищев Ш. Школа тенниса М. 2001. 190 с.
- Голенко В. Скородумова А. Тарпищев Ш. Академия тенниса М.2002. 233 с.
- Янчук В. Теннис-простые истины мастерства. М. 2001 . 224 с.
- Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. М. 2002. 853 с.

14

- Матвеев Л.П. Общая теория спорта. 1997. 304 с.
- Скородумова А.П. Современный теннис: основы тренировки. М. Физкультура и спорт.
1984. 160 с.
- Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность. М. 2000. 120 с.
- Голенко В.А. Теннис. Внутренние механизмы. М. 1999. 98 с.
- Алексеев А.В. Психическая подготовка в теннисе. 2005. 120 с.
- Машка О. Шафаржик В. Начальная школа тенниса. М. 1993. 192 с.
- Пауль Рейтер. Джек Гроппель. Теннис мирового класса. М. 2004 . 304 с.
- Ник Боллетьери. Теннисная Академия М. 2003.448 с.
- Скип Синглтон. Искусство игры в теннис. М. 2004. 303 с.
- Скотт Уильямс. Теннис- советы профессионалов. М.2004. 261 с.
- Официальный интернет-сайт РУСАДА [Электронный ресурс] (http://www.rusada.ru/).
-

15

Приложение № 1
к дополнительной образовательной
программе спортивной подготовки по виду
спорта «теннис»
Годовой учебно-тренировочный план
Этапы и годы подготовки
Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной специализации)
Свыше года
До трех лет
Свыше трех лет
Недельная нагрузка в часах
8
12
14
Максимальная продолжительность одного
учебно-тренировочного занятия в часах
2
3
3
Наполняемость групп (человек)
8
6
116
90
89
80
150
150
10
20
130
221
201
10
25
25
10
25
25
10
25
25
4
6
6
10
10
10
10
4
6
6
24
30
364
624
728

Этап начальной подготовки
До года
№
п/п

Виды подготовки и иные мероприятия

6

2

1. Общая физическая подготовка
2. Специальная физическая подготовка
3. Участие в спортивных соревнованиях
4. Техническая подготовка
5. Тактическая подготовка
6. Теоретическая подготовка
7. Психологическая подготовка
8. Контрольные мероприятия (тестирование и контроль)
9. Инструкторская практика
10. Судейская практика
11. Медицинские, медико-биологические мероприятия
12. Восстановительные мероприятия
Общее количество часов в год

120
60
92
12
12
12
2
2
312

16

Приложение № 2
к дополнительной образовательной программе
спортивной подготовки по виду спорта «теннис»
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1.
1.1.

1.2.

1.3.

2.
2.1.

2.2.

Направление
Мероприятия
работы
Профориентационная деятельность
Профессиональное
Осуществление профориентационной деятельности через
самоопределение
систему учебно-тренировочных занятий
Посещение объектов спорта, физкультурных и спортивных
мероприятий, в том числе спортивных соревнований
Организация встреч с известными спортсменами
Судейская практика
Участие в спортивных соревнованиях различного уровня,
в рамках которых предусмотрено:
- практическое и теоретическое изучение и применение
правил вида спорта и терминологии, принятой в виде
спорта;
- приобретение навыков судейства и проведения
спортивных соревнований в качестве помощника
спортивного судьи и (или) помощника секретаря
спортивных соревнований;
- приобретение навыков самостоятельного судейства
спортивных соревнований;
- формирование уважительного отношения к решениям
спортивных судей;
- воспитание внутренней установки на строгое и
неукоснительное соблюдение правил вида спорта
Инструкторская
Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых
практика
предусмотрено:
- освоение навыков организации и проведения учебнотренировочных занятий в качестве помощника тренерапреподавателя;
- составление конспекта учебно-тренировочного занятия в
соответствии с поставленной задачей;
- формирование навыков наставничества;
- формирование сознательного отношения к учебнотренировочному и соревновательному процессам;
- формирование склонности к педагогической работе
Здоровьесбережение
Организация и
Дни здоровья и спорта, в рамках которых предусмотрено:
проведение
- формирование знаний и умений в проведении дней
мероприятий,
здоровья и спорта, спортивных фестивалей (написание
направленных на
положений, требований, регламентов к организации и
формирование
проведению мероприятий, ведение протоколов);
здорового образа
- подготовка пропагандистских акций по формированию
жизни
здорового образа жизни средствами различных видов
спорта.
Проведение бесед с обучающимися и специальных акций
(дней здоровья и др.), предусматривающих:
- формирование ответственного отношения к своему
здоровью и установки на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья.
Режим питания и
Практическая деятельность и восстановительные процессы

Сроки
проведения
в течение года
по отдельному
графику
в течение года
согласно
календарного
плана

согласно
календарного
плана

В течение года

В течение года

17
обучающихся: формирование навыков правильного
режима дня с учетом спортивного режима
(продолжительности учебно-тренировочного процесса,
периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий
после тренировки, оптимальное питание, профилактика
переутомления и травм, поддержка физических кондиций,
знание способов закаливания и укрепления иммунитета)
Здоровьесберегаю
Обеспечение направленности учебно-тренировочных
щее воспитание в
занятий на:
системе учебно- формирование гигиенических навыков, связанных с
тренировочных
двигательной активностью и занятием избранным
занятий
спортом;
- обеспечение соблюдения режима дня, закаливание
организма;
- знание и соблюдение основ спортивного питания;
- формирование знаний и навыков, связанных с
соблюдением требования техники безопасности при
занятиях избранным спортом.
Патриотическое воспитание обучающихся
Теоретическая
Беседы, встречи, диспуты, другие мероприятия с
подготовка
приглашением именитых спортсменов, тренеров и
ветеранов спорта с обучающимися и иные мероприятия,
определяемые организацией, реализующей
дополнительную образовательную программу спортивной
подготовки
Формирование
Через систему учебно-тренировочных занятий.
чувства гордости за
достижения страны в
мировом и
отечественном спорте
Формирование
Через систему учебно-тренировочных занятий
уважения к
российским
спортсменам-героям
спорта
Участие в
- Организация церемоний открытия и закрытия
физкультурнофизкультурных и спортивных мероприятий (подъем
спортивных
государственного флага, исполнение государственного
мероприятиях
гимна, проведение спортивного парада, вручение наград и
наградной атрибутики и т.д.)
- Использование атрибутики, эмблемы физкультурных
мероприятий и спортивных соревнований
Проведение
23 февраля – День защитника Отечества, 12 апреля – День
физкультурных и
космонавтики, 9 мая – День Победы советского народа в
спортивных
Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, 22 июня
мероприятий,
– День памяти и скорби – день начала Великой
посвященных дням Отечественной войны, 4 ноября – День народного
воинской славы и
единства, 9 декабря – День Героев Отечества
памятным датам
России
Нравственное воспитание
Воспитание коллективизма, чувства товарищества,
готовности к взаимовыручке, честности, справедливости,
ответственности, настойчивости, воли,
дисциплинированности через систему учебнотренировочных занятий
Проведение бесед
направленных на соблюдение этических норм поведения
в спорте
отдыха

2.3

3.
3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

4.
4.1.

4.2.

Постоянно

В течение года

Постоянно

Постоянно

По календарю

Согласно плана
внутришкольных
мероприятий

В течение года

В течение года

18

Приложение № 3
к дополнительной образовательной программе
спортивной подготовки по виду спорта «теннис»

Этап спортивной
подготовки

Этап начальной
подготовки и
учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

Содержание мероприятия и его форма
Моральные и этические ценности физической культуры и спорта
(беседа)
Ознакомление с принципом честной спортивной борьбы fair-play, с
пояснением его особенностей и демонстрацией примеров в спорте
(беседа)
Поощрение соблюдения принципа fair-play в учебно-тренировочной
и соревновательной деятельности. Примеры соблюдения принципа
fair-play юными спортсменами в учебно-тренировочной и
соревновательной деятельности в волейболе (беседа)
Поощрение соблюдения принципа fair-play в учебно-тренировочной
и соревновательной деятельности. Примеры соблюдения принципа
fair-play юными спортсменами в других видах физкультурной и
спортивной деятельности (беседа)
Пропаганда принципов fair-play, отношения к спорту как к площадке
для честной конкуренции и воспитания личностных качеств (беседа)
Здоровый образ жизни – главное условие профилактики
возникновения вредных привычек (беседа)
Вредные привычки и их преодоление (беседа)
Здоровые привычки – здоровый образ жизни (викторина)
Гигиена спортсмена (викторина)
Ознакомление с правами и обязанностями волейболиста (беседа)
Формирование критического отношения к допингу (беседа)
Организации, осуществляющие борьбу с применением допинга в
спорте (беседа)

Сроки
проведения

Рекомендации по проведению мероприятий

Ежегодно, согласно календарного плана

План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним

Особенности данных мероприятий на первом
и втором году подготовки связаны с новым
статусом ребенка – статусом спортсмена.
Необходимо сформировать начальные
детские убеждения о высокой
нравственности физической культуры и
спорта. Главной задачей антидопинговых
мероприятий на первом и втором году
подготовки является формирование у детей
устойчивого положительного опыта
соблюдения моральных и этических норм в
учебно-тренировочной и соревновательной
деятельности, и их применение в
повседневной жизни, формирование основ
знаний о здоровом образе жизни,
профилактике вредных привычек
(соответствующих данному возрасту), знаний
о гигиене спортсмена.
На третьем году спортивной подготовки
юный спортсмен в совокупности с
повторением ранее пройденного материала,
обязан иметь общие представления о допинге
и его вреде для здоровья спортсмена, о
существовании и особенностях деятельности
организаций, осуществляющих борьбу с
применением допинга в спорте.

19

Приложение № 4
к дополнительной образовательной программе
спортивной подготовки по виду спорта «теннис»
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
Этап спортивной
подготовки

Этап начальной
подготовки

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

Содержание мероприятия и его форма

Сроки
проведения

Моральные и этические ценности физической
культуры и спорта (беседа);
Ознакомление с принципом честной спортивной
борьбы fair-play, с пояснением его особенностей и
Первый и
демонстрацией примеров в спорте (беседа);
второй год
Здоровый образ жизни - главное условие
профилактики возникновения вредных привычек
(беседа);
Формирование критического отношения к допингу
(беседа);
Организации,
осуществляющие
борьбу
с
применением допинга в спорте (беседа);
Поощрение соблюдения принципа fair-play в
учебно-тренировочной и соревновательной
деятельности. Примеры соблюдения принципа fairТретий год
play юными спортсменами в учебно-тренировочной
и соревновательной деятельности в теннисе
(беседа);
Пропаганда принципов fair-play, отношения к
спорту как к площадке для честной конкуренции и
воспитания личностных качеств (беседа);
Контроль знаний антидопинговых правил

Рекомендации по проведению мероприятий
Особенности данных мероприятий на первом и
втором году подготовки связаны с новым статусом
ребенка – статусом спортсмена. Необходимо
сформировать начальные детские убеждения о
высокой нравственности физической культуры и
спорта. Главной задачей антидопинговых
мероприятий на первом и втором году подготовки
является формирование у детей устойчивого
положительного опыта соблюдения моральных и
этических норм в учебно-тренировочной и
соревновательной деятельности, и их применение в
повседневной жизни, формирование основ знаний о
здоровом образе жизни, профилактике вредных
привычек (соответствующих данному возрасту),
знаний о гигиене спортсмена.
На третьем году спортивной подготовки юный
спортсмен в совокупности с повторением ранее
пройденного материала, обязан иметь общие
представления о допинге и его вреде для здоровья
спортсмена, о существовании и особенностях
деятельности организаций, осуществляющих борьбу
с применением допинга в спорте.

20
Приложение № 4
к дополнительной образовательной программе
спортивной подготовки по виду спорта «теннис»
Учебно-тематический план
Этап
спортивной
подготовки

Темы

Объем
времени в
год (минут)

Сроки
проведения

Краткое содержание

1. Теоретическая подготовка

Этап
начальной
подготовки

Всего на этапе начальной
подготовки до одного
года обучения/ свыше
одного года обучения:
История возникновения
вида спорта и его развитие
Физическая культура –
важное средство
физического развития и
укрепления здоровья
человека
Гигиенические основы
физической культуры и
спорта, гигиена
обучающихся при
занятиях физической
культурой и спортом
Закаливание организма
Самоконтроль в процессе
занятий физической
культуры и спортом
Теоретические основы
обучения базовым
элементам техники и
тактики вида спорта
Теоретические основы
судейства. Правила вида

≈ 120/180
≈ 13/20

сентябрь

≈ 13/20

октябрь

≈ 13/20

ноябрь

≈ 13/20

декабрь

≈ 13/20

январь

≈ 13/20

май

≈ 14/20

июнь

Зарождение и развитие вида спорта. Автобиографии выдающихся
спортсменов. Чемпионы и призеры Олимпийских игр.
Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры.
Физическая культура
как средство воспитания трудолюбия,
организованности, воли, нравственных качеств и жизненно важных
умений, и навыков.
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами.
Гигиенические требования к одежде и обуви. Соблюдение гигиены на
спортивных объектах.

Знания и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой,
солнцем. Закаливание на занятиях физической культуры и спортом.
Ознакомление с понятием о самоконтроле при занятиях физической
культурой и спортом. Дневник самоконтроля. Его формы и содержание.
Понятие о травматизме.
Понятие о технических элементах вида спорта. Теоретические знания по
технике их выполнения.
Понятийность. Классификация спортивных соревнований. Команды
(жесты) спортивных судей. Положение о спортивном соревновании.

21
спорта

Режим дня и питание
обучающихся

≈ 14/20

август

Оборудование и
спортивный инвентарь по
виду спорта

≈ 14/20

ноябрь-май

Организационная работа по подготовке спортивных соревнований. Состав
и обязанности спортивных судейских бригад. Обязанности и права
участников спортивных соревнований. Система зачета в спортивных
соревнованиях по виду спорта.
Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в
жизнедеятельности. Рациональное, сбалансированное питание.
Правила эксплуатации и безопасного использования оборудования и
спортивного инвентаря.

2. Практика
Всего до года
обучения/свыше года
обучения

Этап
начальной
подготовки

Общая физическая
подготовка

≈7200/6960

В течение
года

Специальная физическая
подготовка

≈3600/4800

В течение
года

Техническая подготовка

≈5520/7800

В течение
года

Строевые упражнения; упражнения для мышц рук, кистей и плечевого
пояса, упражнения для мышц ног, стоп; упражнения с предметами
(скакалка, набивной мяч и др.); упражнения для развития быстроты и
ловкости; упражнения для развития выносливости.
Ловля мяча в неизвестном направлении; балансирование на полусфере;
упражнения с конусами (восьмерка, оббегание и тд); ускорения с мячом
на ракетке лицом и спиной; жонглирование мячей; броски мячей через
сетку сбоку и из-за головы; многократные набивания мяча ракеткой в пол,
вверх одной стороной струнной поверхности, вниз — другой и
попеременно; вверх — из стороны в сторону; комплекс упражнений на
координационной лестнице (бег по лестнице в каждую клетку, бег
змейкой, прыжки на правой и левой ноге, разножка в каждой клетке и тд);
ловля теннисных мячей одной рукой в разных расстояний; ведение мяча
ракеткой, ударяя мяч в пол правой и левой рукой; ведение мяча ракеткой,
ударяя мяч вверх, так, чтобы мяч касался струн и не падал на площадку;
ведение мяча, ударяя мяч в пол и вверх с ускорением к сетке, поочередно
правой и левой рукой; бег на координационной лестнице с ракеткой и
мячом на струнах, после ускорение к боковой линии корта, выполнение
имитации удара справа, бег приставными шагами к параллельной боковой
линии корта и имитация удара слева; подвижные игры с теннисным
инвентарем.
Изучение хватки для удара справа, слева, слета и подачи. Изучение
правильного подхода к мячу. Изучение замаха. Постановка удара справа и
слева. Тренер кидает мячи на одной стороне с занимающимися:

22

Тактическая подготовка

≈720/600

Этап
начальной
подготовки

Всего до года
обучения/свыше года
обучения

≈720/600

Этап
начальной
подготовки

Всего до года
обучения/свыше года
обучения

≈120/240

Отбивание мяча через сетку без замаха; отбивание мяча из ударного
положения; отбивание мяча вблизи; отбивание с подходом к мячу. Тренер
подает мячи с другой стороны корта:
Отбивание мяча с отскока стоя близко к сетке; со средней линии; с задней
линии. Удары справа и слева по диагонали и по линии. Удары с лета.
Выполнение отдельных ударов раздельно справа и слева. Выполнение
серии отдельных ударов справа и слева в определенной и произвольной
последовательности. Подача.
Выполнение
подброса
мяча
с
фиксацией предударного положения без ракетки и с ракеткой.
Выполнение ударного движения. Выполнение подачи со средней и задней
линии. Прием.
Изучение тактических приемов тенниса, умение применить изученные
В течение
элементы в игре на счет. Подача- прием. Подача с розыгрышем по
года
диагонали и по линии. Тактика нападающего, тактика защитника.
Помощь в выборе тактики игры
3.Психологическая подготовка
Упражнения с акцентом на нестандартные ситуации в игре;
тренировочная игра с более высоким темпом; овладение навыками
март-июнь
релаксации; развитие уверенности в себе; развитие способности
концентрироваться в нужный момент; обучение самоанализу; правильное
распределение нагрузки и отдыха.
4.Контрольные нормативы
При проведении тестирования следует уделить особое внимание
соблюдению требований инструкции и созданию единых условий для
сентябрь,
выполнения упражнений для всех занимающихся. Тестирование проводят
май
в соответствии с годовым тренировочным планом в установленные сроки.
Результаты тестирования заносят в индивидуальную карту спортсмена,
которая хранится в организации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».