самбо для детей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования относится к физкультурноспортивной направленности.
САМБО (САМооборона Без Оружия) это отечественный вид спорта
основанный на лучших приёмах национальных единоборств бывших
республик СССР и других стран мира. Самбо в России развивается как
отечественный приоритетный вид спорта. Философия самбо – это
гармоничное воспитание личности и патриотизм. Самбо приобщает
обучающихся к здоровому образу жизни, воспитывает волевые качества,
мотивирует на достижение успеха. Программа в группах ОФП с элементами
самбо рассчитана на детей 4-9 лет, позволяет получить дополнительные
двигательные навыки, направлена на развитие физических, психологических,
моральных качеств подрастающего поколения. Программа включает в себя
два основных направления:
 Физическая подготовка (гимнастические, акробатические, силовые
упражнения)
 Специальная подготовка (координационные навыки, игры с элементами
единоборств) по принципу от простого к сложному.
В процессе занятий у детей развиваются силовые, скоростные, волевые
качества, а также гибкость, быстрота, ловкость, координация. Они обучаются
технике страховки, самостраховки и простейшим элементам самбо.
АКТУАЛЬНОСТЬ, НОВИЗНА
В детском самбо 4-6 лет развивают основные навыки движения со
склонностью к основным движениям самбо – падениям, подскакиваниям,
балансу, пониманию контакта, а также обучают концентрации и уверенности.
Игры построены так, чтобы привить желательные навыки. Гимнастические
упражнения помогают развить чувство равновесия при положениях на одной
ноге, в наклоне, при махе ногой и т.д.
В детском самбо 6-9 лет развивают определенные навыки самбо, но с
высоким элементом игры. Безопасные навыки падения здесь более развиты,
чтобы увеличить способность расслабиться во время падения. Идет отработка
подготовительных упражнений для проведения бросков как с партнером, так и
без него. Проводятся соревнования на лучшее исполнение технических
действий, в игровой манере отрабатываются броски самбо.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа раскрывает комплекс направлений работы по физическому
воспитанию детей 4-6 летнего возраста.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
- повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем
его закаливания;
- укрепление
опорно-двигательного
аппарата
и
формирование
рациональной осанки;
- содействие повышению функциональных возможностей вегетативных
органов;

- развитие физических качеств: быстроты, ловкости, координации
движений, силы и выносливости.
- формирование основных жизненно важных двигательных умений и
навыков (ходьба, бег, прыжки, метание и ловля, безопасное падение, сохранение
правильной осанки);
- формирование устойчивой потребности в занятиях физической культурой
и интереса к начальным формам упражнений самбо.
Технологические основы реализации требуют создания психологопедагогических условий организации здоровье сберегающего учебновоспитательного процесса занимающихся.
Первостепенное значение при этом имеют:
 организация развивающей и оздоравливающей среды в процессе занятий
физическими упражнениями;
 творческая организация физкультурных занятий;
 координация подходов к физическому воспитанию детей в условиях
спортивной группы, школы и семьи.
При организации работы с воспитанниками широко используется
следующие средства и факторы:
 гигиенические факторы;
 оздоровительные силы природы;
 элементарный физический труд по самообслуживанию;
 физические упражнения.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Возраст детей: 4-6 лет. Программа рассчитана на 4 года обучения. В
группы «Детское самбо» принимаются дети, прошедшие медицинский осмотр
и допущенные врачом к занятиям.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Классические физкультурные занятия с детьми 4-6 лет проводятся 2-3
раза в неделю длительностью до 45 минут. 6-9 лет 3 раза в неделю
длительностью 45 минут. Каждое занятие содержит элементы теоретических
сведений, комплекса физических упражнений, знакомство и разучивание
приёмов самбо, подвижных игр.
Содержание физического воспитания дошкольников базируется на
основной гимнастике и состоит из следующих видов упражнений:
- общеразвивающие упражнения – регламентированные локальные
движения для профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки,
развития координации и физических качеств;
- основные движения – упражнения в различных видах ходьбы, бега,
прыжков, в ползании, лазании и метаниях;
- подвижные игры – игры с основными движениями (с бегом, прыжками,
лазаньем, метанием и др.), на развитие физических качеств (ловкость и
увертливость, игры-единоборства и др.)
Структура занятия:
Вводная часть: организация, строевые упражнения, ОРУ на ходу
Подготовительная часть: комплекс ОРУ на месте

Основная часть делится на 3 подчасти: разучивание основного движения
движения; закрепление основного движения; совершенствование основного
движения в игре.
Заключительная часть: снижение нагрузки, дыхание, релаксация
УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ САМБО ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
Обеспечить доступность и безопасность упражнений применением
комплекса упражнений «борьба на коленях», который позволяет:
1. снизить координационную сложность приемов,
2. обеспечить безопасность за счет уменьшения амплитуды бросков,
3. сохранить суть и смысл занятий самбо.
Строить структуру занятий в соответствии с занятиями физического
воспитания дошкольников:
1. выделять в занятии 4 части: вводную, подготовительную, основную,
заключительную;
2. основную часть разделять на 3 подчасти для решения разных задач
занятия; использовать схватку в качестве подвижной игры-единоборства.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
К концу 1-го года обучения обучающиеся должны знать: правила
поведения в зале, на ковре; правила гигиены; инвентарь для проведения игр;
правила игр;
Обучающиеся должны уметь: выполнять акробатические, гимнастические
упражнения; знать правила и выполнить роль ведущего («Крокодил», «Чай-чайвыручай», «Рыбак и рыбка», «Вышибала»; овладеть навыками выполнения
комплекса физических упражнений; начальные знания системы самостраховки
(падение на спину и на живот)
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2 раза в год проводятся контрольные занятия по сдаче контрольных
нормативов и знаний спортивных игр. Между группами и внутри групп
организовываются соревнования, эстафеты подвижных игр.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения (2 часа в неделю)
№
п/п
1

2

Наименование разделов и тем
Теоретические занятия.
Инструктаж по охране труда на занятиях. Гигиена,
самоконтроль. Организация подвижных игр (место
проведения, инвентарь).
Практические занятия.
Гимнастика: Акробатические упражнения (кувырки,

Количество часов
Всего
Теория Практика
2
2
-

70
20

4
-

68
20

перекаты), силовые упражнения (лазание по шведской
стенке, подтягивания, ), разминка (наклоны,
повороты, приседания).
Специальная подготовка: самостраховка при падении,
упражнения на борцовском мосту.
Спортивные игры и подвижные игры:
(«Крокодил», «Чай-чай-выручай», «Рыбак и рыбка»,
«Вышибала», «Перетягивания»), Эстафеты
ВСЕГО:

№
п/п
1

2

20

-

20

30

4

26

72

4

68

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-ой год обучения (2 часа в неделю)
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Теория Практика
Теоретические занятия.
2
2
Инструктаж по охране труда на занятиях. Гигиена,
самоконтроль. Организация подвижных игр (место
проведения, инвентарь).
Практические занятия.
70
4
66
Акробатические упражнения: (кувырки, перекаты,
20
20
перевороты), силовые упражнения (лазание по
шведской стенке, подтягивания, ), разминка (наклоны,
повороты, приседания).
Специальная подготовка: самостраховка при падении,
30
30
упражнения на борцовском мосту (перевороты,
забегания). Техника самбо: захваты за куртку,
передвижение по ковру, использование силы
соперника, выведение из равновесия в разные
стороны, задняя подножка, передняя подножка.
Удержания.
Спортивные игры и подвижные игры:
20
4
16
(«Крокодил», «Чай-чай-выручай», «Рыбак и рыбка»,
«Вышибала», «Перетягивания», «Забастовка»,
«Король», «Ромашка», «Петушки» и др. ), Эстафеты
ВСЕГО:
72
6
66

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Теоретические занятия
Физическая культура и спорт в России. Понятие о физической культуре.
Значение занятий физической культурой. Распорядок дня и двигательный режим.
Российские спортсмены – чемпионы Олимпийских игр, мира, Европы.
Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Закаливание.
Основные причины травматизма. Признаки заболевания.
Правила поведения на стадионе, в спортивном зале. Правила соревнований,
место занятий, оборудование, инвентарь на занятиях.
2. Практические занятия

Гимнастика. Строевые упражнения. Построения Общеразвивающие
упражнения без предметов, с предметами (мячами, скакалками), с партнером.
Акробатические упражнения. Группировка. Перекаты. Кувырок вперед.
Кувырок назад. Поворот в сторону.
Силовые упражнения. Лазанье, перелазание, висы, упоры, равновесие.
Лазание по канату. Мальчики – подтягивание из виса, девочки – сгибание и
разгибание рук в упоре лежа на скамейке, на полу.
Легкая атлетика. Ходьба обычная и с различными положениями рук, с
изменениями направления и темпа движения, с преодолением препятствий.
Высокий старт. Бег на короткие дистанции до 30м и в медленном темпе до 500м,
кросс 300-500м, медленный бег, бег на короткие дистанции до 60м, низкий старт.
Финиширование.
Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, с места, с разбега, в
длину, в высоту, с высоты. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».
Преодоление полосы препятствий.
Подвижные
игры.
«Крокодил»,
«Ромашка»,
«Чай-чай-выручай»,
«Забастовка», «Рыбак и рыбка» «Вышибалы», «Эстафеты», «Игры на
координацию», «Игры на внимательность», «Командные эстафеты с элементами
единоборств», «Петушки», «Бой на конях», «Бой на ослах», «Командные
перетягивания в круг и из круга», «Перетягивание каната, «Эстафета с лазаньем и
перелазанием».
Дозирование нагрузки на занятиях: Физическая нагрузка - это двигательная
активность учащихся, котораясопровождается повышенным, относительно
состояния покоя, уровнем
функционирования систем организма. Внешняя сторона нагрузки относится
интенсивность, с которой выполняется упражнение и ее объем. Внутренняя
сторона физической нагрузки определяется теми функциональными изменениями,
которые происходят в организме дошкольников вследствие влияния
определенных внешних сторон нагрузки.
Преподавателю, работающему с воспитанниками, следует избегать
возникновения перегрузок у занимающихся.

Причины перегрузок:
- ошибки в методике занятий с учащимися;
- нарушение здорового образа жизни ребенка;
- неблагоприятное влияние окружающей среды;
- нарушение здоровья.
3. Итоги обучения
Контрольные нормативы: челночный бег 3х10м, прыжки в длину с места,
отжимание в упоре лёжа, приседания. Самостраховка.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В процессе учебно-тренировочных занятий изучается не только новый
материал, но и происходит воспроизведение и повторение ранее изученного.

Методические особенности игры зависят от ее содержания и формы. Им
свойственны: образность, самостоятельность действий, исполнение отдельных
ролей, внезапность, изменчивость ситуации в игре, элементы единоборства и
соревнований в игре.
Подвижные игры – метод физического воспитания.
Ведущим в обучении является принцип сознательности и активности.
Руководитель объясняет содержание и задачи, а также правила поведения.
Сознательное поведение позволяет совершенствовать двигательные навыки
обучающихся.
Активность повышается, если игра или приём хорошо усвоены. Не
маловажную роль в обучении играет принцип системности. Игру или приём
необходимо закреплять из занятия в занятие. Поэтапно вводить новые элементы.
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Метод показа – демонстрация изучаемых действий.
Метод упражнений – систематическое выполнение и повторение изучаемых
действий, закрепление полученных знаний, умений, навыков.
Метод состязательности – поддержание интереса к изучаемому материалу,
проверка на практике полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение
достижений обучающихся, определение ошибок, успехов.
Сложность элементов изучаемого материала соответствует уровню
подготовленности учащихся. В процессе обучения педагог комментирует
действия и их итоги. Нагрузка постепенно возрастает. Используются упражнения,
воздействующие на все группы мышц.
Большинство занятий проводится в зале на ковре, в летний период занятия
могут проводиться на свежем воздухе на стадионе.
Для реализации программы необходимо оборудование и инвентарь:
борцовский ковёр,
гимнастические
маты,
гимнастические
скамейки,
гимнастическая стенка, скакалки, мягкий инвентарь, набивные мячи, обручи,
баскетбольные, волейбольные, футбольные мячи;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений. - М.: "Академия", 200 - 192с.
2. Дзюдо: Методические рекомендации по физической культуре для
дошкольников (с начальными формами упражнений дзюдо). - М.: Советский
спорт, 2006. - 368с.
3. Здоровье
формирующее
физическое
развитие:
Развивающие
двигательные программы для детей 5-6лет: Пособие для педагогов дошк.
учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001. -336с.
4. Теория и методика физического воспитания/ Под ред. Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2003. - 423с.
5. Янкелевич Е.И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет. - М.:
Физкультура и спорт, 1999. - 206с.

6. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры .М.,2001.- 319с.
7. Программно-методическое обеспечение оздоровительных занятий юных
самбистов: Методические рекомендации / Авт.- сост. А.С. Перевозников.Челябинск, 2003. – 19 с.
8. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее
обучение.- Ярославль: Академия развития, 2002. – 352 с.
9. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная.
Возрастная: Учебник. Изд. 2-е. испр. и доп. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 258 с.
10. Громова О.Е. Спортивные игры для детей, М.: Творческий центр Сфера,
2003г.
11. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет, М.:
Айрис Пресс, 2007г.
12. Образцова Т.Н. Подвижные игры для детей, М.: Лада Этрол, 2005г.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования относится к физкультурноспортивной направленности.
САМБО (САМооборона Без Оружия) это отечественный вид спорта
основанный на лучших приёмах национальных единоборств бывших
республик СССР и других стран мира. Самбо в России развивается как
отечественный приоритетный вид спорта. Философия самбо – это
гармоничное воспитание личности и патриотизм. Самбо приобщает
обучающихся к здоровому образу жизни, воспитывает волевые качества,
мотивирует на достижение успеха. Программа в группах ОФП с элементами
самбо рассчитана на детей 4-9 лет, позволяет получить дополнительные
двигательные навыки, направлена на развитие физических, психологических,
моральных качеств подрастающего поколения. Программа включает в себя
два основных направления:
 Физическая подготовка (гимнастические, акробатические, силовые
упражнения)
 Специальная подготовка (координационные навыки, игры с элементами
единоборств) по принципу от простого к сложному.
В процессе занятий у детей развиваются силовые, скоростные, волевые
качества, а также гибкость, быстрота, ловкость, координация. Они обучаются
технике страховки, самостраховки и простейшим элементам самбо.
АКТУАЛЬНОСТЬ, НОВИЗНА
В детском самбо 4-6 лет развивают основные навыки движения со
склонностью к основным движениям самбо – падениям, подскакиваниям,
балансу, пониманию контакта, а также обучают концентрации и уверенности.
Игры построены так, чтобы привить желательные навыки. Гимнастические
упражнения помогают развить чувство равновесия при положениях на одной
ноге, в наклоне, при махе ногой и т.д.
В детском самбо 6-9 лет развивают определенные навыки самбо, но с
высоким элементом игры. Безопасные навыки падения здесь более развиты,
чтобы увеличить способность расслабиться во время падения. Идет отработка
подготовительных упражнений для проведения бросков как с партнером, так и
без него. Проводятся соревнования на лучшее исполнение технических
действий, в игровой манере отрабатываются броски самбо.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа раскрывает комплекс направлений работы по физическому
воспитанию детей 4-6 летнего возраста.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
- повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем
его закаливания;
- укрепление
опорно-двигательного
аппарата
и
формирование
рациональной осанки;
- содействие повышению функциональных возможностей вегетативных
органов;

- развитие физических качеств: быстроты, ловкости, координации
движений, силы и выносливости.
- формирование основных жизненно важных двигательных умений и
навыков (ходьба, бег, прыжки, метание и ловля, безопасное падение, сохранение
правильной осанки);
- формирование устойчивой потребности в занятиях физической культурой
и интереса к начальным формам упражнений самбо.
Технологические основы реализации требуют создания психологопедагогических условий организации здоровье сберегающего учебновоспитательного процесса занимающихся.
Первостепенное значение при этом имеют:
 организация развивающей и оздоравливающей среды в процессе занятий
физическими упражнениями;
 творческая организация физкультурных занятий;
 координация подходов к физическому воспитанию детей в условиях
спортивной группы, школы и семьи.
При организации работы с воспитанниками широко используется
следующие средства и факторы:
 гигиенические факторы;
 оздоровительные силы природы;
 элементарный физический труд по самообслуживанию;
 физические упражнения.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Возраст детей: 4-6 лет. Программа рассчитана на 4 года обучения. В
группы «Детское самбо» принимаются дети, прошедшие медицинский осмотр
и допущенные врачом к занятиям.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Классические физкультурные занятия с детьми 4-6 лет проводятся 2-3
раза в неделю длительностью до 45 минут. 6-9 лет 3 раза в неделю
длительностью 45 минут. Каждое занятие содержит элементы теоретических
сведений, комплекса физических упражнений, знакомство и разучивание
приёмов самбо, подвижных игр.
Содержание физического воспитания дошкольников базируется на
основной гимнастике и состоит из следующих видов упражнений:
- общеразвивающие упражнения – регламентированные локальные
движения для профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки,
развития координации и физических качеств;
- основные движения – упражнения в различных видах ходьбы, бега,
прыжков, в ползании, лазании и метаниях;
- подвижные игры – игры с основными движениями (с бегом, прыжками,
лазаньем, метанием и др.), на развитие физических качеств (ловкость и
увертливость, игры-единоборства и др.)
Структура занятия:
Вводная часть: организация, строевые упражнения, ОРУ на ходу
Подготовительная часть: комплекс ОРУ на месте

Основная часть делится на 3 подчасти: разучивание основного движения
движения; закрепление основного движения; совершенствование основного
движения в игре.
Заключительная часть: снижение нагрузки, дыхание, релаксация
УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ САМБО ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
Обеспечить доступность и безопасность упражнений применением
комплекса упражнений «борьба на коленях», который позволяет:
1. снизить координационную сложность приемов,
2. обеспечить безопасность за счет уменьшения амплитуды бросков,
3. сохранить суть и смысл занятий самбо.
Строить структуру занятий в соответствии с занятиями физического
воспитания дошкольников:
1. выделять в занятии 4 части: вводную, подготовительную, основную,
заключительную;
2. основную часть разделять на 3 подчасти для решения разных задач
занятия; использовать схватку в качестве подвижной игры-единоборства.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
К концу 1-го года обучения обучающиеся должны знать: правила
поведения в зале, на ковре; правила гигиены; инвентарь для проведения игр;
правила игр;
Обучающиеся должны уметь: выполнять акробатические, гимнастические
упражнения; знать правила и выполнить роль ведущего («Крокодил», «Чай-чайвыручай», «Рыбак и рыбка», «Вышибала»; овладеть навыками выполнения
комплекса физических упражнений; начальные знания системы самостраховки
(падение на спину и на живот)
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2 раза в год проводятся контрольные занятия по сдаче контрольных
нормативов и знаний спортивных игр. Между группами и внутри групп
организовываются соревнования, эстафеты подвижных игр.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения (2 часа в неделю)
№
п/п
1

2

Наименование разделов и тем
Теоретические занятия.
Инструктаж по охране труда на занятиях. Гигиена,
самоконтроль. Организация подвижных игр (место
проведения, инвентарь).
Практические занятия.
Гимнастика: Акробатические упражнения (кувырки,

Количество часов
Всего
Теория Практика
2
2
-

70
20

4
-

68
20

перекаты), силовые упражнения (лазание по шведской
стенке, подтягивания, ), разминка (наклоны,
повороты, приседания).
Специальная подготовка: самостраховка при падении,
упражнения на борцовском мосту.
Спортивные игры и подвижные игры:
(«Крокодил», «Чай-чай-выручай», «Рыбак и рыбка»,
«Вышибала», «Перетягивания»), Эстафеты
ВСЕГО:

№
п/п
1

2

20

-

20

30

4

26

72

4

68

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-ой год обучения (2 часа в неделю)
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Теория Практика
Теоретические занятия.
2
2
Инструктаж по охране труда на занятиях. Гигиена,
самоконтроль. Организация подвижных игр (место
проведения, инвентарь).
Практические занятия.
70
4
66
Акробатические упражнения: (кувырки, перекаты,
20
20
перевороты), силовые упражнения (лазание по
шведской стенке, подтягивания, ), разминка (наклоны,
повороты, приседания).
Специальная подготовка: самостраховка при падении,
30
30
упражнения на борцовском мосту (перевороты,
забегания). Техника самбо: захваты за куртку,
передвижение по ковру, использование силы
соперника, выведение из равновесия в разные
стороны, задняя подножка, передняя подножка.
Удержания.
Спортивные игры и подвижные игры:
20
4
16
(«Крокодил», «Чай-чай-выручай», «Рыбак и рыбка»,
«Вышибала», «Перетягивания», «Забастовка»,
«Король», «Ромашка», «Петушки» и др. ), Эстафеты
ВСЕГО:
72
6
66

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Теоретические занятия
Физическая культура и спорт в России. Понятие о физической культуре.
Значение занятий физической культурой. Распорядок дня и двигательный режим.
Российские спортсмены – чемпионы Олимпийских игр, мира, Европы.
Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Закаливание.
Основные причины травматизма. Признаки заболевания.
Правила поведения на стадионе, в спортивном зале. Правила соревнований,
место занятий, оборудование, инвентарь на занятиях.
2. Практические занятия

Гимнастика. Строевые упражнения. Построения Общеразвивающие
упражнения без предметов, с предметами (мячами, скакалками), с партнером.
Акробатические упражнения. Группировка. Перекаты. Кувырок вперед.
Кувырок назад. Поворот в сторону.
Силовые упражнения. Лазанье, перелазание, висы, упоры, равновесие.
Лазание по канату. Мальчики – подтягивание из виса, девочки – сгибание и
разгибание рук в упоре лежа на скамейке, на полу.
Легкая атлетика. Ходьба обычная и с различными положениями рук, с
изменениями направления и темпа движения, с преодолением препятствий.
Высокий старт. Бег на короткие дистанции до 30м и в медленном темпе до 500м,
кросс 300-500м, медленный бег, бег на короткие дистанции до 60м, низкий старт.
Финиширование.
Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, с места, с разбега, в
длину, в высоту, с высоты. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».
Преодоление полосы препятствий.
Подвижные
игры.
«Крокодил»,
«Ромашка»,
«Чай-чай-выручай»,
«Забастовка», «Рыбак и рыбка» «Вышибалы», «Эстафеты», «Игры на
координацию», «Игры на внимательность», «Командные эстафеты с элементами
единоборств», «Петушки», «Бой на конях», «Бой на ослах», «Командные
перетягивания в круг и из круга», «Перетягивание каната, «Эстафета с лазаньем и
перелазанием».
Дозирование нагрузки на занятиях: Физическая нагрузка - это двигательная
активность учащихся, котораясопровождается повышенным, относительно
состояния покоя, уровнем
функционирования систем организма. Внешняя сторона нагрузки относится
интенсивность, с которой выполняется упражнение и ее объем. Внутренняя
сторона физической нагрузки определяется теми функциональными изменениями,
которые происходят в организме дошкольников вследствие влияния
определенных внешних сторон нагрузки.
Преподавателю, работающему с воспитанниками, следует избегать
возникновения перегрузок у занимающихся.

Причины перегрузок:
- ошибки в методике занятий с учащимися;
- нарушение здорового образа жизни ребенка;
- неблагоприятное влияние окружающей среды;
- нарушение здоровья.
3. Итоги обучения
Контрольные нормативы: челночный бег 3х10м, прыжки в длину с места,
отжимание в упоре лёжа, приседания. Самостраховка.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В процессе учебно-тренировочных занятий изучается не только новый
материал, но и происходит воспроизведение и повторение ранее изученного.

Методические особенности игры зависят от ее содержания и формы. Им
свойственны: образность, самостоятельность действий, исполнение отдельных
ролей, внезапность, изменчивость ситуации в игре, элементы единоборства и
соревнований в игре.
Подвижные игры – метод физического воспитания.
Ведущим в обучении является принцип сознательности и активности.
Руководитель объясняет содержание и задачи, а также правила поведения.
Сознательное поведение позволяет совершенствовать двигательные навыки
обучающихся.
Активность повышается, если игра или приём хорошо усвоены. Не
маловажную роль в обучении играет принцип системности. Игру или приём
необходимо закреплять из занятия в занятие. Поэтапно вводить новые элементы.
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Метод показа – демонстрация изучаемых действий.
Метод упражнений – систематическое выполнение и повторение изучаемых
действий, закрепление полученных знаний, умений, навыков.
Метод состязательности – поддержание интереса к изучаемому материалу,
проверка на практике полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение
достижений обучающихся, определение ошибок, успехов.
Сложность элементов изучаемого материала соответствует уровню
подготовленности учащихся. В процессе обучения педагог комментирует
действия и их итоги. Нагрузка постепенно возрастает. Используются упражнения,
воздействующие на все группы мышц.
Большинство занятий проводится в зале на ковре, в летний период занятия
могут проводиться на свежем воздухе на стадионе.
Для реализации программы необходимо оборудование и инвентарь:
борцовский ковёр,
гимнастические
маты,
гимнастические
скамейки,
гимнастическая стенка, скакалки, мягкий инвентарь, набивные мячи, обручи,
баскетбольные, волейбольные, футбольные мячи;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений. - М.: "Академия", 200 - 192с.
2. Дзюдо: Методические рекомендации по физической культуре для
дошкольников (с начальными формами упражнений дзюдо). - М.: Советский
спорт, 2006. - 368с.
3. Здоровье
формирующее
физическое
развитие:
Развивающие
двигательные программы для детей 5-6лет: Пособие для педагогов дошк.
учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001. -336с.
4. Теория и методика физического воспитания/ Под ред. Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2003. - 423с.
5. Янкелевич Е.И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет. - М.:
Физкультура и спорт, 1999. - 206с.

6. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры .М.,2001.- 319с.
7. Программно-методическое обеспечение оздоровительных занятий юных
самбистов: Методические рекомендации / Авт.- сост. А.С. Перевозников.Челябинск, 2003. – 19 с.
8. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее
обучение.- Ярославль: Академия развития, 2002. – 352 с.
9. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная.
Возрастная: Учебник. Изд. 2-е. испр. и доп. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 258 с.
10. Громова О.Е. Спортивные игры для детей, М.: Творческий центр Сфера,
2003г.
11. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет, М.:
Айрис Пресс, 2007г.
12. Образцова Т.Н. Подвижные игры для детей, М.: Лада Этрол, 2005г.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».